• RU
  • MD
  • 25.07.2019 19:34





    Май 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Апр   Июн »
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031  

    Loading...

    1.5.2017 | 11:32

    Молдова и Россия — взаимопритяжение длиной более 500 лет

    Молдова, карта

    Автор Василий Стати, доктор исторических наук, оригинал публикации — газета «Русское слово»

    В этом году исполняется 100 лет изданию История русско-румынских отношений. В этом исследовании патриарх румынской историографии Николай Йорга уже на второй странице формулирует поразительно актуальное по сей день заключение:

    «Русские всегда останутся соседями молдаван, а молдаване никогда не перестанут быть соседями русских. По многим точкам зрения, речь не о простом соседстве, а о совместном проживании (coabitare). Свидетельство тому – тысячелетняя совместная история славян и предков молдaван на днестровско-карпатском пространстве. История, отраженная в официальных грамотах с первых десятилетий существования Молдавского Государства. Уже в 1408 г. Александр Добрый, господарь и воевода Земли Молдавской, содействовал расширению торговых связей с купцами Русской Земли (Юго-Западная Русь). Во времена Стефана III Великого в Сучаве, столице Молдавии, существовала Русская улица. В 1498 г., как пишет молдавский историк Гр.Уреке, господарь Молдавии Стефан III «много русь (= русинов) поселил в Молдавии, более 100 000, так что русский язык по сей день живет в Молдавии».

    С 1480 по 1711 г. и до 1812-го сохранилось около 300 (!) письменных обращений, просьб, заявлений, соглашений крупного боярства, духовенства и даже отдельных молдaван об «оказании военной помощи в борьбе за освобождение Молдавии от турецкого господства», о «верноподданических заверениях русскому царю», о готовности «присягать русскому двору», о «получении русского подданства», о «приобретении «патентов» на ремесленническую деятельность…».

    Среди множества замалчиваемых материалов о многогранных отношениях молдавского народа с русским народом особую главу составляют 14 важнейших документов: сообщения о переговорах, условиях, договоренностях молдавского крупного боярства, высшего духовенства, господарей «о принятии Молдавии под русское покровительство», «об условиях принятия молдaван в русское подданство».

    Бесценными остаются свидетельства о заключении в конце XV в. первого молдавско-русского военно-политического союза между Стефаном III Великим и великим князем Московским Иваном III, «заложившего твердую основу межгосударственных отношений Молдавии и России» (Е.Руссев). Сохранились протоколы Конвенции молдавских сословий с русским генералом Минихом от 1739 г. об условиях принятия Молдавии в русское подданство.

    Остаются в силе – до сих пор не дезавуированы! – статьи (например, об обязательствах России всегда защищать Молдавию) Молдавско-русского военно-политического союза (Диплом и пункты), подписанного в 1711 г. Дм.Кантемиром и Петром I.

    «Молдавское боярство 28 августа 1807 г. в очередной раз обратилось с просьбой присоединить Молдавию к России» (N.Iorga, 1995, стр. 241). 16 мая 1812 г. Восточная, Пруто-Днестровская Молдавия была присоединена к России.

    Эти поразительные по количеству и исключительные по своей значимости для истории и политики Молдавского Государства уроки и свидетельства – более 300 документов и материалов! – до сих пор не опубликованы в Республике Молдова!..

    В 1487 г., спустя три года после того как турки и валахи с юго-запада и татары с востока, напав на Молдавию, оккупировали треть ее южной территории с крепостями-портами Килия и Белгород-Днестровский, Молдавское Государство осталось один на один с постоянными угрозами с запада – со стороны Венгрии, с севера – со стороны Польши, не имея ни одного нейтрального соседа.

    В этих условиях прозорливый молдавский господарь видел только одну надежду, мог рассчитывать на помощь и поддержку только со стороны своего собрата по вере и политической судьбе — Ивана III, великого князя Московского. Постоянная напряженность в конце XV в. во взаимоотношениях Молдавии, а также России с Польско-литовским государством, взаимная заинтересованность молдавского господаря и великого московского князя в совместных действиях против западных супостатов предопределили основу заключения молдавско-русского военно-политического союза, согласно которому стороны обязались «другу… быти другом, а недругу быти недругом».

    Союзники, Стефан III Великий и Иван III, великий князь Московский, поддерживали непрерывную связь через многочисленных молдавских и русских послов и гонцов, выполнявших самые разные важные миссии. Их деятельность в 1480 – 1503 гг. и в более поздний период широко отражена в сборнике «Молдавия и Россия. Многовековые связи и сотрудничество. 1480 – 1812 гг.», макет которого уже третий год пылится на нашем рабочем столе. До сих пор ни один фонд, ни одна заинтересованная организация не пожелали его издать.

    При непосредственном содействии Ивана III, который был в союзничестве с крымским ханом Менгли-Гиреем, в 1492 г. был заключен договор между Молдавией и Крымом. В октябре того же года русский посол в Крыму И.А.Колычев доносил Ивану III о заключение союза между Молдавией и Крымом на началах, предложенных Стефаном III Великим: «о любви и о дружбе, и о суседстве, и о одиначестве, другу … быти другом, а недругу … недругом на короля (польского Яна Ольбрехта) ему (молдавскому господарю) на том заверение дал, что быти с ним заодин».

    В результате договора с Крымом, заключенного при прямом содействии Ивана III, Молдавия добилась того, что из свирепых разбойников, часто нападавших на молдавские земли, крымчаки превратились пусть и во временных, но союзников, усмиривших в те годы агрессивные устремления польско-литовских феодалов.

    Активными дипломатическими демаршами Иван III добился того, что великий князь литовский известил Стефана III Великого о том, что «… мир вечный и приязнь с тобою есмо взяли»: Литва отказалась от намерения напасть на Молдавию. Таким образом, срыв польско-литовской агрессии является еще одним благотворным следствием молдавско-русского военно-политического союза.

    Проявления и результаты молдавско-русских связей многочисленны и многообразны. Примечательно, что в них в равной степени были заинтересованы обе стороны. Убедительный пример тому – письмо, отправленное Иваном IV Грозным в 1534 г. молдавскому господарю Петру Рарешу с сообщением о восшествии на российский престол и с предложением о продолжении связей с молдавским двором. Подобных ценнейших свидетельств, в том числе письмо Елены Волошанки, жены наследника русского престола Ивана Молодого, своему отцу Стефану III Великому сохранилось более трехсот! Они также составляют до сих пор не изданный том документов «Молдавия и Россия. Многовековые связи и сотрудничество. 1480 – 1812 гг.».

    Давно доказано и давно всем известно: непрерывные связи Молдавии с Россией на протяжении более 500 лет (до 1990 г.!) всесторонне подтверждают преимущества многостороннего взаимовыгодного сотрудничества во всех областях во все времена. Очевидна острейшая необходимость их естественного, традиционного продолжения.

    Разумеется, для этого в наши дни необходимо, как писал Н.Йорга, чтобы «обе стороны не ограничивались бы лишь взаимными (куртуазными) отношениями, а искренне искали в глубине их сути элемент братского сотрудничества в широчайшей цивилизационной деятельности… Для достижения этой цели необходимо отказаться от теории исключительности (= превосходства), чья историческая фальшь подтверждается неблагоприятными последствиями для обеих сторон».

    Это предостережение сформулировано румынским академиком в 1917 г. – 100 лет назад! Его мудрость и прозорливость доказывают безграмотность целой когорты сегодняшних неблагодарных румынских историков и политиков.

    Высокомерное пренебрежение к истории отечества, к государственному опыту Молдавии, к заветам предков поддерживать взаимоуважительные связи со всеми народами, прежде всего важнейшие для молдaван многовековые, традиционные отношения с Россией, подтверждает вывод В.О.Ключевского: «История не учительница, а надзирательница, сурово наказывающая за невыученные уроки».