• RU
  • MD
  • 06.08.2019 13:20





    Декабрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя   Янв »
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Loading...

    2.12.2017 | 17:36

    Затерянный во времени — история знаменитой старообрядческой обители Молдовы

    Оригинал публикации – газета «Русское слово», автор – Наталия Абакумова

    СтарообрядцыВ первый же день своего архипастырского визита митрополит Корнилий посетил мемориальный комплекс на месте бывшего древнего старообрядческого монастыря, расположенного недалеко от села Сырково. Об этом историческом месте мы попросили рассказать доктора истории Наталию Васильевну Абакумову, автора исторического очерка «Затерянный во времени: Серковский мужской старообрядческий монастырь (XVIII-XIX вв.)».

    Для старообрядцев Сирковский старообрядческий мужской монастырь, более известный в историографии как Серковский, особое место. В результате насильственно проведенной во второй половине XVII столетия церковной реформы старообрядцы временно остались без епископов, лишь со священниками и диаконами.

    Согласно древним соборным правилам, христиане-старообрядцы принимали духовных лиц, рукоположенных в новообрядческой церкви через миропомазание. Таких священников, вернувшихся к древнему православию, называли бегствующими (имелось в виду бегство от никонианской ереси), а господствующая официальная Церковь презрительно именовала их беглыми.

    Однако Церковь не могла оставаться без епископского окормления. Историческое значение Сирковского монастыря связано с именами знаменитых старообрядческих иноков Геронтия, Павла и Алимпия, великих подвижников, чьими заслугами в 1846 г. в с. Белая Криница была восстановлена трехчинная иерархия в Русской Православной Старообрядческой Церкви.

    Геронтий (Герасим Исаевич Колпаков, 1803-1868 гг.) — архимандрит, настоятель Белокриницкого монастыря. Родился он в старообрядческой крестьянской семье в с.Ермолово Серпуховского уезда Московской губернии. В 19 лет ушел в Серковский монастырь, где в течение 3-х лет был послушником, проявляя «усердие в исполнении церковных служб и строгих монастырских правил», а в 1825 г. принял монашеский постриг.

    От братии монастыря Геронтий ездил в Россию за пожертвованиями на монастырь. Во время одной из таких поездок, в Пахомиевом монастыре (Могилевская губерния), произошла его историческая встреча с иноком Павлом (Петр Васильевич Великодворский, 1808-1854 гг.), «стяжавшим себе в старообрядческом мире великую знаменитость под именем инока Павла Белокриницкого». Именно иноку Павлу было предложено возглавить поиски епископа для учреждения старообрядческой архиерейской кафедры за границей.

    Для осуществления своих планов инок Павел, выбрав в помощники Геронтия, прибыл к нему в Сирковский монастырь, откуда, как зафиксировано в старообрядческой историографии, «и начинаются странствия, труды и подвиги, предпринятые ради приобретения потребных старообрядчеству епископов двумя знаменитыми у старообрядцев друзьями – Павлом и Геронтием». Позже они привлекают инока Алимпия (Афанасий Зверев), молившегося и принявшего иночество в том же Сирковском монастыре. Затем он ушел за границу, в Австрию, в тогда еще совсем неизвестный Белокриницкий монастырь, где принял фамилию Милорадов. Вместе с иноком Павлом Белокриницким инок Алимпий в поисках архиерея для старообрядческой Церкви «благочестивого» епископа побывал в Египте, Сирии, Палестине, Александрии, Иерусалиме, Константинополе.

    В 1845 г. таковой был найден в лице митрополита Амвросия, который возглавил старообрядческую Церковь, дав ей полноту трехчинной иерархии. В 1846 г. в Белой Кринице была восстановлена трехчинная иерархия в РПСЦ.

    Между тем о Сирковском монастыре, кроме упоминаний в связи с вышеназванными именитыми иноками и временем его упразднения в 1845 г., ничего не было известно. Лишь относительно недавно обнаруженные мною в Национальном архиве РМ документы позволили в какой-то степени восполнить этот историографический пробел.

    Мужской монастырь во имя Святой мученицы Екатерины (с. Сырково, Резинский район) является старейшим старообрядческим монастырем на территории Пруто-Днестровского междуречья. Он был основан в 1730-х г., по всей видимости, монахами Куреневского Никольского монастыря, учрежденного в 1675 г. на юге Подолья. На это указывают их географическая близость и тесная связь, существовавшая между этими двумя старообрядческими обителями. Монахи поселились в глухом лесу, вдали от больших трактовых дорог, в 3 км от с. Сирково. Земли, на которых находился старообрядческий монастырь вместе с окружавшим его лесом, составляли вотчину Пискарешты. Она, как и вотчина Сирково, издревле по утвержденным грамотам, от разных Молдавских владетельных князей изданных, принадлежала боярину Илие Стурдзе.

    Со временем монастырь значительно расширился. В центре его находилась деревянная церковь, освященная в честь Святой мученицы Екатерины (о чем свидетельствовала монастырская печать). На её колокольне висело 7 колоколов, самый большой из них весил до 4-х пудов. Возле церкви находились монашеское кладбище и небольшой фруктовый сад. Окружала монастырь плетневая ограда с дощатыми воротами. Монастырь имел 20 деревянных крытых камышом и соломой монашеских келий различной величины и вида, в том числе 9 братских келий, имеющих от 1-й до 5-и комнат. Рядом с кельями были пристроены отдельные кладовые и сараи. Лучшая, отведенная для настоятеля келья занимала 4 комнаты с деревянными полами. В отдельном двухкомнатном помещении располагалась казначейская келья. Трапезный дом состоял из двух отдельных комнат на каменном фундаменте с деревянными полами – самой трапезной и поварской комнаты с пекарней.

    В церкви и трапезной монастыря находилось большое количество богато украшенных древних икон в дорогих серебряных с позолотой окладах, книг, лампад, риз, подсвечников и другой церковной утвари.

    Кроме жилых и служебных помещений монастырь располагал разными добротными постройками хозяйственного назначения: плотницкой мастерской, сделанным из дубового дерева амбаром. Были там и две мельницы: земляная, для молотьбы муки, и деревянная, для приготовления круп. Также монастырь располагал сараями для складирования разных сельскохозяйственных орудий труда, конюшней, каменным погребом. На территории монастыря были вырыты два колодца. Один — для полива фруктовых деревьев, посаженных вокруг келий и за оградой. Рядом с другим колодцем было начато строительство кухни и прачечной.

    Монастырь содержался на доходы, получаемые от землепашества на арендуемой у владельца земли. Неплохую прибыль приносил плодоносящий сад. Также поступали добровольные пожертвования старообрядцев, благодетельствующих монастырю из разных мест Бессарабии и России.

    Какова была численность монахов и призреваемых, проживавших в монастыре в XVIII в., неизвестно. Первая молдавская перепись за 1803 г. зафиксировала наличие в нем 53 насельников.

    Главной функцией монастыря была молитвенная жизнь. На протяжении долгого времени Сирковский монастырь, оставаясь единственной старообрядческой обителью на территории Бессарабии, служил духовным центром, намоленным местом для старообрядцев. Он поддерживал тесные связи с другими старообрядческими обителями как в сопредельных Австрийской Буковине, Молдавии, Турции, так и с именитыми монастырями России. Сюда тайно приезжали священники, отправляли в монастырской церкви богослужение, крестили детей, совершали таинство венчания.

    Монахами Сирковского монастыря был организован действующий с 1812 по 1829 г. Свято-Никольский старообрядческий монастырь близ Измаила, где к этому времени уже поселилось значительное число вышедших из турецкой Добруджи некрасовских казаков и пришлых старообрядцев из разных мест России.

    В 1812 г. настоятель Сирковского монастыря игумен Евфимий добился у командующего Дунайской армии П.В.Чичагова разрешения открыть новый монастырь в селении Старая Некрасовка. Вместе с игуменом Евфимием ушла почти половина сирковских монахов, взявших с собою богослужебные книги и церковную утварь. Свято-Никольский монастырь был важным конфессиональным центром старообрядцев всей южной Бессарабии. Однако в 1829 г., по предписанию Новороссийского генерал-губернатора, за «непозволительную связь с единоверцами из Турции и предоставление убежища беглым старообрядцам» монастырь был закрыт.

    В 1829 г. все монахи из упраздненного монастыря переселились вновь в Сирковский монастырь, перевезя с собой книги, всю церковную утварь и колокола. Доставили туда и Царские врата. В 1841 г. через монаха Пелагия они тайно были переданы в Австрию, для Белокриницкого монастыря. К тому времени бывший сирковский инок Геронтий уже стал настоятелем Белокриницкого монастыря. Его стараниями, как отмечали современники, к приезду митрополита Амвросия монастырь был «приведен в благоприличный вид».

    С конца 30-х гг. ХIХ в. Сирковский старообрядческий монастырь становится объектом повышенного внимания со стороны правительственных органов. Это было время нового витка гонений на старообрядцев, преследования принимаемых старообрядцами «бегствующих» священников, что вынуждало их энергично искать собственного архиерея. В 1832 г. на Рогожском кладбище в Москве в присутствии представителей духовных центров старообрядчества — Ветки, Иргиза, Керженца, Стародубья и других общин — было решено приложить все усилия для приобретения собственного епископа. Идея создания своей архиерейской кафедры за пределами России объединила всех старообрядцев и в России, и за границей.

    Из-за активного участия во всех этих процессах инока Геронтия одним из эпицентров тех событий становится Сирковский монастырь, находившийся в Оргеевском уезде Бессарабии. В 1837 г. (по другим источникам — в 1836 г.) вместе с иноком Павлом они в поисках архиерея предприняли поездку на Кавказ. Там, как тогда многие верили, в предгорьях Арарата скрывались «истинные христиане, среди которых и находятся древлеправославные епископы». Попытка закончилась неудачей и имела неблагоприятные последствия для Сирковского монастыря. В г. Кутаиси иноки Геронтий и Павел были арестованы и, пока о них наводились справки, в течение трех месяцев содержались в тифлисской тюрьме. В январе 1838 г. министр внутренних дел Д.Н.Блудов запрашивает у Бессарабского губернатора П.И.Федорова первые сведения о монастыре и его иноках.

    Весной 1839 г. иноки Павел и Геронтий направились в Белокриницкий монастырь и стали добиваться от австрийских властей учреждения в нем архиерейской кафедры. Все эти действия не могли не оказаться в поле зрения правительства. С этого времени полиция стала внимательно отслеживать передвижение иноков Сирковского монастыря, а губернатору Федорову было предписано «прекратить поездки из Сирковского монастыря по сбору подаяний». По сути, это означало запрет инокам на всякое передвижение за пределами монастыря.

    В начале 1843 г. в г. Оргееве «за незаконное отлучение из монастыря без письменного разрешения» был арестован инок Белов. Началось следственное дело, которое в итоге использовали как основание для закрытия монастыря. Его настоятеля Ефрема Богомолова обвинили «в придержательстве бродяг в монастыре без письменных свидетельств под именами убывших или умерших иноков; в отправлении в монастыре духовных треб и проч.».

    Но главная причина, конечно, заключалась в тех событиях, которые разворачивались в соседней Буковине по учреждению Белокриницкой иерархии и близости к ней Сирковского монастыря.

    21 апреля 1845 г. на имя губернатора Федорова было передано Высочайшее повеление Св.Синода: «без огласки упразднить Серковский монастырь». 16 июня 1845 г. о его закрытии было объявлено инокам. Все имущество обители было передано Каларашевскому православному монастырю (близ м.Атаки). До 1872 г. оно хранилось в его церкви, затем было перевезено в Кишинев.

    Монастырские строения были разрушены временем. Остатки келий сохранялись еще до 60-х гг. ХХ столетия. Сегодня последним свидетелем глубокой истории остается сохранившийся колодец…

    30 октября 2011 г. на месте бывшего Сирковского старообрядческого монастыря в память иноческого подвига стараниями епархии был установлен памятный крест. Каждый год к нему совершается крестный ход старообрядцев из разных приходов. В июне 2016 г. крестный ход возглавлял митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Его участником был уроженец с. Кунича Яков Тимофеевич Тютюнников, впервые посетивший это святое место. Как рассказывал мне сам Яков Тютюнников, после завершения крестного хода прихожанин церкви с. Сыркова Иван Филиппович Дьяков показал ему тот самый исторический заброшенный колодец. Под впечатлением увиденного у Тютюнникова возникло желание восстановить этот уникальный островок памяти.

    С благословения митрополита Корнилия сегодня на месте древнего монастыря Я.Тютюнников на свои средства и с помощью прихожан ведёт строительство мемориального комплекса в память молившихся здесь иноков. Уже выполнены работы по очистке территории, восстановлен колодец, планируется соорудить небольшую звонницу. Кстати, Яков Тимофеевич нашёл один из колоколов, принадлежавших монастырю и сейчас хлопочет о его возвращении.