• 14.10.2019 19:10

17181920212223

4.2.2014 | 20:00

Охотники и фермеры Африки «не видели» друг друга 4 тыс лет, выяснили ученые

народы африки

МОСКВА, 4 фев — РИА Новости. Сравнение геномов африканских лесных пигмеев и оседлых племен показало, что охотники-собиратели и фермеры практически не контактировали друг с другом на протяжении почти четырех тысяч лет после того, как земледелие проникло в центральную Африку, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Переход от охоты и собирательства к земледелию всегда вызывал большой интерес среди археологов и генетиков. Изучая различные детали этого процесса, ученые пытаются понять, какие социальные и даже биологические изменения он вызывал. К примеру, в 2011 году археологи обнаружили, что челюсти древних европейцев-охотников были заметно уже, чем у их соседей-фермеров.

Развитие земледелия на территории Евразии хорошо изучено, однако мы почти ничего не знаем о том, как происходила первая «агро-революция» в Африке. Луис Квинтана-Мурси из Института Пастера в Париже (Франция) и его коллеги решили восполнить этот пробел, сравнив геномы пигмеев и других племен экваториальной и южной Африки.

В общей сложности ученым удалось расшифровать геномы 320 африканцев, которые содержали в себе почти миллион однонуклеотидных полиморфизмов (SNP), мутаций в одну «букву» ДНК. Сравнив наборы таких мутаций для разных племен пигмеев и других жителей Африки, в том числе южноафриканских бушменов, генетики определили степень родства между этими народами и оценили то, насколько часто они вступали в браки друг с другом.

Так, предки земледельцев и пигмеев разделились достаточно давно — около 50-65 тысяч лет назад, но при этом первые фермеры проникли на территорию Центральной Африки лишь 5 тысяч лет назад.

Судя по числу общих мутаций, пигмеи и их соседи практически не контактировали друг с другом на протяжении первых четырех тысячелетий соседства, и лишь в последнюю тысячу лет начали вступать в браки. Данный факт, как считают генетики, свидетельствует о возможности раздельного существования этих форм организации общества на протяжении длительного времени.