• RU
  • MD
  • 01.08.2019 10:23





    Декабрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя   Янв »
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Loading...

    7.12.2017 | 9:07

    Гоголь по-хармелински: мертвые души – персонажи нашей жизни

    15975445

    Николай Костыркин, Sputnik Молдова

    На открытии Девятого международного фестиваля-лаборатории камерных театров и спектаклей малых форм МОЛДФЕСТ.РАМПА.РУ Государственный молодежный драматический театр “С улицы Роз” представил премьеру – спектакль “Мертвые души” по мотивам романа-поэмы Николая Васильевича Гоголя

    Кто-то говорит, что высшее благо для театральных мастеров, работающих с классикой, — это интерпретировать бессмертные произведения на современный лад. Но, как показывает практика далеко не одних подмостков, в своем стремлении “модернизировать” вечные истины многие режиссеры и актеры упускают саму суть того, что хотел из глубины прошлых лет донести до аудитории будущих поколений автор. Часто теряются те столпы нашей жизни, главные проблемы общества, отображение пороков и достоинств, свойственных всем поколениям. И это, увы, не только проблема театра, но и общества в целом, которое — по тому же Гоголю — пеняет на зеркало, забывая, что “рожа крива”.

    К счастью, в Молдове есть и режиссер, и артисты, которым чужды новомодные тенденции. Это актеры театра “С улицы Роз” во главе со своим бессменным художественным руководителем, заслуженным деятелем искусств Молдовы, а теперь еще и лауреатом Ордена республики Юрием Хармелиным. Этот человек создал свой знаменитый театр, затем — театральный лицей, академию театрального искусства и, наконец, возглавил актерский факультет Славянского университета. И вот уже девять лет Хармелин — главный вдохновитель и двигатель фестиваля МОЛДФЕСТ.РАМПА.РУ.

    В своих постановках режиссер не любит заигрывать со зрителем, не завлекает его сиюминутной мишурой, экшеном, дешевой патетикой. Из бессмертного произведения Гоголя он принес на сцену саму суть мыслей и дилемм, которые классик поставил перед собой и читателем — “Что нами движет?”, “На самом ли деле мы такие, как о себе думаем?”, “Кого мы готовы изуродовать морально и физически, лишь бы не менять себя?”.

    Постановка решена просто и емко — у самого края сцены, прямо перед зрителями, Чичиков (актер Василий Павленко) встречается с помещиками, этими знаменитыми типажами вырожденчества в позапрошлом веке. Он желает выведать у каждого из них, сколько те имеют на бумаге умерших крепостных, — чтобы приобрести эти мертвые души. Все эти разговоры происходят в одном и том же интерьере — стол, стулья, секретер, склянки, бумаги… Все одно и то же. Видимо, так режиссер решил подчеркнуть, что ни один из собеседников Чичикова мало чем отличается в лучшую сторону от всех остальных, и всех их объединяет одно — жажда наживы и моральная деградация. Хоть копеечку, но урвать!

    Пятерых помещиков играет в этой постановке один артист — Богдан Хорохорин, который за считанные минуты мастерски перевоплощается из Манилова в Коробочку, из Ноздрева в Собакевича, а потом и в Плюшкина. Такие разные образы, — один страшнее другого, — но актер справляется с задачей. И зритель вместе с ним нисходит в гоголевский “ад”, проходя круг за кругом — от самого “нейтрального” Манилова до самого отвратительного и вконец опустившегося, покрытого какой-то ветошью (дворянина!) Плюшкина.

    А в глубине сцены, за прозрачным занавесом, — бричка Чичикова и кучер Селифан, охочий до слабого пола и замкнутый на своих примитивных предпочтениях в жизни. Едет бричка от одного поместья до другого, а по обе стороны от нее, — вот оно, главное предостережение для нас! — сами мертвые души. Сидят мужики да бабы в безликих одеждах меж могильными крестами, будто не по бескрайним просторам движется бричка, а по самому настоящему кладбищу. И ведь правда, что несет Чичиков своей “миссией”, что творит он? У Гоголя, каким бы мрачным и мистическим он ни был, это осталось за скобками. А Хармелин увидел — несет Чичиков на себе печать смерти и невзгод. И впору пустить за Павлом Ивановичем вслед вереницу душ тех, кого уж нет в живых, но кого он купил, отстоял, выменял. А за ними — и всех пятерых уездных помещиков. Потому что именно они и есть те самые мертвые души, люди с омертвевшим нутром. В былые времена их предки с оружием в руках вставали на защиту родины от врагов. Но пришло мирное время, воевать стали не на своей территории, и “благодарные” потомки вместо того, чтобы сделать качественный моральный рывок вперед, превратились в пародии на людей, их тени, прах под их ногами. Не так ли происходит и сегодня, в современном мире?

    Но призраки мертвых крестьян — это не просто антураж постановки. Это — действующие лица, полноправные, одухотворенные, и, как показывает исполненный ими монолог о “Руси-тройке”, — самые живые персонажи спектакля. Таков был замысел Юрия Хармелина — в мире, где все с ног на голову, снова все переиначить и показать правду жизни. Крестьянин, простой человек, работяга, он — истинная соль земли, а не “хозяева жизни” — помещики и предприимчивый бывший чиновник Павел Чичиков.

    Премьера удалась, о чем говорили все зрители. По занавес года отгремели четыре спектакля, и в следующий раз кишиневцы и гости столицы увидят эту постановку уже в январе.

    Здесь нельзя не сказать несколько слов о Юрии Хармелине, человеке, которым гордится не только Кишинев, — чьим почетным гражданином он является, — но и вся Молдова, а также русский и театральный мир других стран.

    Создав десятки взрослых и детских спектаклей, комедий, драм и редких для Молдовы мюзиклов, он сделал так, что театр “С улицы Роз” — уже давно стал брендом, как государственным, так и международным. Это имя притягивает творческие коллективы со всех континентов для участия в ежегодном МОЛДФЕСТЕ, а фестивали во многих странах мира всегда ждут артистов театра “С улицы Роз” к себе на гастроли.

    Последний год Юрий Аркадьевич периодически проходит серьезное лечение за рубежом. Но и это не стало препятствием для отказа от любимой работы. Разрываясь сейчас между Молдовой и Израилем, он всегда находит время для воплощения новых сценических идей и даже подготовил в таком напряженном цейтноте два МОЛДФЕСТА, а в прошлом году вышел на подмостки в главной роли в одном из спектаклей.