• 03.07.2019 22:39

17181920212223

15.7.2017 | 11:43

Астрономы впервые наблюдали за рождением гигантского «двойника» Земли

Земля

КИШИНЕВ, 15 июл — Новости-Молдова. Ученые заявили о том, что необычные двойные разрывы в газопылевых дисках молодых звезд, которые были открыты астрономами недавно, свидетельствуют о формировании возле них «двойников» Земли. Выводы исследователей были опубликованы в Astrophysical Journal, передает zn.ua.

То, как формируются большие «кузины» Земли, пока загадка для ученых, так как пока астрономам не удалось найти ни одной новорожденной звездной системы, где бы возникали такие планеты. Это заставило многих планетологов считать, что супер-Земли требуют неких экзотических условий формирования, что во многом не совпадает с тем, что подобные экзопланеты очень часто находят у ближайших к нам светил.

Теперь же исследователи обнаружили неожиданное объяснение тому, почему ученые долго не могли найти «роддома» таких планет, и попутно раскрыли одну из последних космических загадок, изучая данные, которые собирал чилийский микроволновый телескоп ALMA во время наблюдений за несколькими новорожденными звездами.

Как отмечают ученые, часть этих светил обладает довольно странным протопланетным диском, внутри которого есть множество очень узких и близко расположенных разрывов, существование которых астрономы обычно связывают с формированием планет.

Близкое расстояние между дырами, заставило многих ученых сомневаться в том, что внутри них могут рождаться планеты. Гравитационные взаимодействия между их зародышами сделают подобные кольца пустоты крайне нестабильными, и в конечном итоге они быстро разрушатся еще до того, как закончится формирование планет, и до того, как их смогут увидеть астрономы.

Теперь же исследователи нашли объяснение этому, обратив внимание на то, что газ и пыль внутри протопланетного диска движутся несколько по-разному, если внутри него рождается сравнительно небольшая и достаточно плотная планета. Взаимодействия газа и пыли с зародышем планеты породят два разрыва внутри диска, один из которых будет находиться практически сразу перед планетой, а второй – за ней.

Затем эти дыры, благодаря разной скорости движения крупных и мелких частиц пыли, расщепятся еще на два кольца, разделенные узкими полосками пыли и газа. Как показывают расчеты ученых, подобные структуры остаются стабильными на протяжении многих тысяч витков вокруг новорожденного светила, что позволяет находить их при помощи телескопов.

Следы подобных структур можно увидеть на снимках протопланетных дисков у звезд HL в созвездии Тельца и TW в созвездии Гидры, полученных при помощи ALMA.