• RU
  • MD
  • 25.07.2019 15:43





    Февраль 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Янв   Мар »
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728  

    Loading...

    17.2.2017 | 20:15

    Два Александра: как создавались памятники поэту и императору в Кишиневе

    Памятник Александру Второму в Кишиневе

    Памятник Александру Второму в Кишиневе

    Печатается в сокращении. Оригинал публикации – газета «Русское слово»

    Авторы — Владимир Тарнакин, Зинаида Матей

    Немногим известно, что А.Опекушин почти одновременно делал для Бессарабии два памятника своим тезкам – Александру Сергеевичу Пушкину и императору Александру II. Оба заказа петербургский скульптор выполнил. И стояли памятники недалеко друг от друга. Но судьбы бронзовых поэта и царя сложились по-разному…

    ПОЭТ. Все началось с того, что преподаватели 1-й гимназии города Кишинева пожелали отметить пребывание А.С.Пушкина в нашем городе. Первоначально, в 1879 году, они решили поставить бюст поэта в актовом зале гимназии, потом — в садике перед парадным подъездом. Директор гимназии Димитрий Викторович Колович написал письмо в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, в котором интересовался, во что это обойдется. Скульптор Александр Опекушин определил стоимость бюста в тысячу рублей. Для педагогов эта сумма оказалась велика, плюс дополнительные расходы на доставку и установку бюста. Д.Колович обратился за помощью в городскую управу. Городской голова Карл Шмидт и гласные думы поддержали предложение, и вскоре частная идея стала делом чести всего Кишинева.

    В Москве уже был готов памятник первому поэту России.  Наши земляки тоже пожелали почтить память поэта.

    ЦАРЬ. Александр II (1818 — 1881) вошел в историю как реформатор, отменивший крепостное право и победивший в Русско-турецкой войне. Кстати, 11 апреля 1877 года он побывал в Кишиневе, и на Скаковом поле был прочитан его Манифест об объявлении войны с Турцией. Отсюда 19 апреля отправлялись воевать русские войска, болгарские ополченцы, молдавские волонтеры, греческие и сербские отряды добровольцев. В результате этой войны в 1878 году была освобождена Болгария.

    9 марта 1881 года на заседании Кишиневской Городской Думы гласный Ф.Е.Дмитриев предложил отправить депутацию в Санкт-Петербург, поклониться праху государя и преподнести адрес вступившему на престол наследнику. Для поездки были выбраны: городской голова Карл Шмидт, действительный статский советник Иван Кристи, мировой судья Христофор Киров и купец 1-й гильдии Абрам Дынин. Из городских средств им выделили тысячу рублей.

    Находясь в Санкт-Петербурге, Кристи и Шмидт посетили мастерскую Опекушина, чтобы узнать о бюсте А.С.Пушкина и сделать заказ на памятник Александру II. Карл Шмидт попросил скульптора рассчитать стоимость памятника или более экономного барельефа. Опекушин, тронутый вниманием, изъявил готовность сотрудничать.

    Бюст А.С.Пушкина был готов, и в апреле 1881 года скульптор отправил его в Кишинев. В ответном письме Шмидт подтвердил желание установить памятник Александру II.

    Памятник Пушкину в Кишиневе

    Памятник Пушкину в Кишиневе

    ДОЛГО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ. К тому времени появилась практика отливки новым способом – цинкобронзовым гальваническим: внутри скульптура состояла из механической смеси, а верхний слой – из чистой бронзы. Но даже при этих условиях памятник с пьедесталом обходился в 7-8 тысяч рублей (а бронзовый не менее 10 тысяч). Из-за множества заказов заводы стали «ломать безбожные цены». Поэтому Опекушин предложил вариант бюста в 5 тысяч рублей.

    В середине июня Кишиневская Городская Дума при рассмотрении сметы расходов выделила на изготовление памятника Освободителю 10 тысяч рублей. Открыть монумент в кругу городского сада предполагалось не позднее апреля 1882 года.

    В конце декабря 1881 года Опекушин пишет Шмидту, что кишиневскому памятнику выпадает честь быть первым, представленным на Высочайшее утверждение: «Мое законное желание – сделать все от меня зависящее, чтобы удостоиться одобрения Его Величества. Поэтому пришлось изготовить для Государя Императора не одну, а две модели и представление отложить на январь».

    1 мая 1882 года газета «Бессарабские губернские ведомости» сообщала: «Государь Император, осмотрев изготовленную академиком Опекушиным модель памятника в Бозе почившему Императору Александру II для Кишинева, Всемилостивейше изволил одобрить эту модель. Памятник предполагается поставить в середине большого круга Александровского сада. Памятник представляет бюст Императора в порфире, держащего в одной руке Манифест о войне за освобождение Болгарии 12 апреля 1877 года, а левой рукой опирающегося на корону и царские регалии. С лицевой стороны на пьедестале изображены слова Манифеста, а на барельефе пьедестала надпись: «Царю Освободителю Императору Александру II». На противоположной стороне высечены число, месяц и год объявления Манифеста и заключения Сен-Стефанского мира. На барельефе с той же стороны время открытия памятника. По четырем углам барельефа по одному двуглавому орлу. Пьедестал гранитный. Бюст бронзовый. В первых числах мая сего года модель Опекушина передается на литейный завод для отливки».

    8 мая 1882 года скульптор заключил договор с Кишиневской Городской Управой, в котором обязывался отлить цинкобронзовую статую Александра II вышиной в три аршина, а также брал на себя все расходы по упаковке и доставке памятника в Кишинев. Управа должна была выплатить Опекушину десять тысяч рублей в три срока, а во время установки памятника брала на себя расходы на проезд скульптора из Санкт-Петербурга в Кишинев и обратно.

    МЕСТО. 11 июня 1883 года Городская Дума окончательно решила: «Принимая во внимание тот факт, что во время своего пребывания в Кишиневе Государь Император жил в доме губернатора, поставить памятник Александру II у ворот городского сада при входе с Александровской улицы. Расчистить соразмерную площадку, чтобы памятник не был скрыт в саду, а был на виду. Возле памятника сделать калитку для прохода в сад. А памятник Пушкину поставить на малом кругу, где находится лавочка Канта, ныне Цингера».

    ЦАРЬ. 7 августа 1833 года в час дня в городском саду проходила торжественная закладка фундамента под памятник Александру II. На пергаменте сделали об этом запись, сложили его вчетверо, свернули в трубочку, вложили в пустую склянку и залили прованским маслом. После закладки и водосвятия преосвященный Сергий сошел по ступенькам в яму, куда им был положен первый камень с высеченным на нем крестом. В заранее подготовленное углубление вложили закупоренную склянку с пергаментом. Преосвященный обратился к народу с поучительным словом. Торжество закончилось народным гимном «Боже, Царя храни» и концертом в городском саду.

    ПОЭТ. К открытию памятника поэту А.С.Пушкину 26 мая 1884 года было все готово: бюст, колонна и пьедестал. Программу церемонии добровольно вызвался организовать член комиссии А.Я.Лазарев. На праздник пригласили детей А.С.Пушкина, представителей администрации и духовного сословия Кишинева, Одессы, Москвы, корреспондентов газет. В газетах были напечатаны приглашения для всех желающих. Но до события оставался еще целый год.

    26 мая 1885 года, в воскресенье, состоялось торжественное открытие памятника А.С.Пушкину в Александровском саду. Торжество началось в Кафедральном соборе. К часу дня все приглашенные заняли места на небольшой площадке вокруг завешанного драпировкой памятника Пушкину, а остальная публика расположилась неподалеку. Сама площадка была обведена живой зеленой гирляндой, убрана флагами, медальонами из цветов и венками. По краям площадки установили щиты с вензелем поэта, лирой и свитком с перьями.

    Городской голова Шмидт, стоя у пьедестала, снял драпировку. Взорам присутствующих открылась античная гранитная колонна, на которой возвышался бронзовый бюст поэта. Это была точная копия с памятника, установленного в Москве. На пьедестале на лицевой стороне золотыми буквами были сделаны надписи: «Здесь лирой северной пустыни оглашая, скитался я… 1820, 1821, 1822, 1823 гг.»; на задней стороне – «26 мая 1885 года». Карл Александрович обратился к присутствующим с речью и положил к подножию монумента лавровый венок, а в публике раздалось троекратное «ура». Два военных оркестра исполнили гимн «Коль славен».

    ЦАРЬ. В письме к Шмидту от 14 июля 1884 года Опекушин сообщал, что построил у себя дома литейную мастерскую и пригласил известного мастера Соколова, который уже отлил части памятника. И если Карл Александрович не задержит выплату средств, к назначенному сроку памятник будет окончен.

    В марте 1885 года Кишиневская Городская Управа пригласила городского архитектора Л.И.Шейдевандта и инженера-технолога С.И.Сырб-Сербова, чтобы они приняли участие в разработке и установке экспозиционной решетки по образцу уже существующей вокруг сада, с тремя калитками для публики. С.И.Сырб-Сербов, имеющий собственный чугунно-литейный завод, принял на себя устройство решетки с тремя калитками по цене 4 руб.10 коп. за пуд. Он также обязался доставить решетку с завода на место и установить ее по плану на каменном фундаменте.

    Открыть памятник Александру II планировали в день объявления о русско-турецкой войне в Кишиневе. Но 12 апреля 1886-го выпало в страстную субботу, и торжество отложили на 17 апреля — день рождения Освободителя. Божественную литургию в Кафедральном соборе совершили Высокопреосвященный Сергий, Архиепископ Кишиневский и Хотинский. Затем торжественная процессия в сопровождении огромного количества народа направилась к памятнику на Александровскую улицу.

    Архиепископ Сергий отслужил молебствие. Городской голова Шмидт опустил покрывало. Высокопреосвященный окропил памятник святой водой и тут же начался церковный звон. Войска пальбой из пушек отдали честь, военные оркестры исполнили народный гимн. К пьедесталу возложили около полусотни венков с надписями: «Царю-Освободителю» и «Преобразователю».Войска прошли перед памятником церемониальным маршем.

    ПЛИТА. В августе 1929 года в газете «Свободное Бессарабское слово» появилась заметка о том, что во Флорике, имении покойного лидера либеральной партии и бывшего премьер-министра Ионела Брэтиану, обнаружена мраморная плита с памятника Александру II в Кишиневе, разобранного несколько лет тому назад. На плите осталась высеченная по-русски надпись: «Благодарная Бессарабия». Как плита попала в имение Брэтиану? Оказалось, что Герман Пынтя, будучи примаром Кишинева, отправил известному политику и богатейшему магнату Румынии плиту с демонтированного памятника. Брэтиану принял дорогой подарок и приказал вмонтировать плиту в парковую скамью.

    Сообщение вызвало большой шум в прессе, всем казалось, что плита будет возвращена в Кишинев и займет свое место в музее. Однако время шло, а «Благодарная Бессарабия» продолжала украшать скамью в имении покойного либерального лидера. Власти Кишинева приступили к расследованию и попытались вернуть плиту.

    21 января 1930 года «Голос Бессарабии» напечатал статью о том, как шеф уголовной полиции Д.Барбынца был делегирован в Бухарест в имение Флорика с секретной миссией. Он должен был установить точное местонахождение плиты и права владельцев на пользование историческим памятником. Барбынца приехал в Питешты, взяв с собой комиссара полиции. Под видом туристов они пробрались в парк Флорики, недалеко от роскошного дворца в укромном уголке нашли скамью, а в ее спинке — драгоценную доску из редкого розового мрамора с исторической надписью «Благодарная Бессарабия». Чиновники отправились на ближайший жандармский пост — составить протокол. Но жандармы сделать это отказались, а один из них сказал: «Бог с ним. Ни за что не войдем в парк». Удивленный и раздосадованный Барбынца выехал в ближайший город Кымпулунг, но и там ничего не добился. Обратился за предписанием к прокурору, но тот отправил его к судебному следователю, последний же развел руками: «Дело о вывозе доски попало под амнистию». Барбынца потребовал письменных доказательств, но ему было отказано. Тогда он вернулся в Питешты, где комиссар Кирицеску дал декларацию, а капитан полиции Ионника ее заверил. Неугомонный бессарабец вновь выехал во Флорику и уже на законном основании потребовал объяснений у Плешояну, управляющего имением. Тот заявил, что на предметы исторического характера у хозяев имения есть документы, подтверждающие право владения. На передаточном акте доски розового мрамора с памятника Александру II имеется надпись: «Подарок Бессарабии Ионелу Брэтиану». Шеф уголовной полиции вернулся в Кишинев несолоно хлебавши и написал отчет о поездке.

    Вполне возможно, что «Благодарная Бессарабия» украшает скамью в парке Флорика и сегодня.