• RU
  • MD
  • 28.04.2018 04:35





    Декабрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя   Янв »
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Loading...




    20.12.2017 | 20:00

    Была «театром и собой»…

    2

    Оригинал публикации – газета «Русское слово», автор – Ольга Гарусова

    Знаменитый кишиневский фестиваль не видит своего завершения — об этих спектаклях пишут, говорят, обсуждают и находят новые идеи, краски и взгляд на жизнь.

    Приднестровский Театр драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой в разные годы на «Молдфест.Рампа.Ру» был представлен постановками и камерного, и «большого» формата. На нынешнем фестивале тираспольчане показали октябрьскую премьеру — «Беллая тетрадь… откровенно» по произведениям Беллы Ахмадулиной. Автор инсценировки и исполнительница Ольга Салова-Чекан, режиссер Дмитрий Ахмадиев.

    Спектакль воспринимается как дань памяти большого русского поэта: в этом году Белле Ахмадулиной исполнилось бы 80 лет со дня рождения. Однако желание разгадать и поделиться с современным зрителем магией ахмадулинской поэзии, завораживавшей людей шестидесятых годов, у О. Саловой появилось давно. В ахмадулинской лирической героине актриса увидела образ исповедальной силы, о котором, наверное, мечтала. Но пока воплотить его на сцене Саловой не доводилось.

    Жанр спектакля постановщики определили, как литературно-драматический. Это поэтический театр не только потому, что главное действующее лицо здесь поэт и звучат его стихи, а выбранные   тексты смыслово сопряжены с театральными подмостками. Действие развивается по особым законам. Оно бессюжетно, построено на ассоциативных связях, без прямых аллюзий и отсылок к конкретным событиям реальной жизни. Так, не следует искать реальных прототипов за персонажем Сергея Вокуловского. Он — и лирический герой, и собрат, возлюбленный, тень и эхо поэта…

    12

    Прозаический отрывок, которым начинается спектакль — поэтесса на книжном развале находит томик своих ранних стихов, — устанавливает дистанцию между автором и его творением. И стихотворения начинают жить своей жизнью. Каждое из них сыграно как маленький спектакль, звучит как драматический фрагмент. Как будто вспоминая или слагая здесь и сейчас, повторяя строчки, заклиная, входя в словесную ткань, актриса сосредоточенно проживает стихи – метафорическое отражение душевных состояний героини. Она стремится передать суть этих поразительных сцеплений слов, метафизическую «таинственную страсть» к стихосложению, в лучшие минуты спектакля прорываясь к той вдохновенной откровенности, когда, по выражению Ахмадулиной, «само слово и было содержанием души».

    Не пытаясь (да это и невозможно) подражать чтению самой поэтессы, Салова находит индивидуальную музыкально-ритмическую, эмоционально насыщенную интонацию. В сценическом облике актрисы — острые, ломкие жесты, нездешнее, из эпохи модерн, изящное лицо. В пластике — вытянувшись в струну, в порыве ввысь — проступает неуловимая близость к авторской манере. В том, как читает Салова стихи, ощущаются связь с традицией Серебряного века и восхищение удивительной поэтической свободой Ахмадулиной.

    Высокий «штиль», благородный слог, чистый поэтический голос из прошлого века… Спектакль неожиданный в наше постмодернистское время. «Беллая тетрадь…» оставляет чувство благодарности за попытку творческого диалога со зрителем.