• RU
  • MD
  • 29.06.2019 02:48

    Лента






    Июнь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Май   Июл »
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930  

    Loading...

    23.6.2018 | 20:00

    «Морскому братству – быть!»

    LadaОригинал публикации – газета «Русское слово», автор – Илья Марьяш

    Если чуть перефразировать одного из персонажей пушкинского «Выстрела», можно констатировать: тот, кто служил на флоте, никогда этого не забудет. Это утверждение справедливо и для проходивших срочную службу в ВМФ (как автор этих строк), и для кадровых офицеров, и для сверхсрочников. На память о военно-морском братстве у рождённых в СССР не может повлиять конъюнктурная политическая обстановка в той или иной постсоветской стране. Вот и у нас в 2006-м на встрече бывших «мореманов» у Мемориала воинской славы возникла идея создания своей организации. И через год, как уже рассказывал еженедельник «Русское слово», родилась республиканская Ассоциация ветеранов ВМФ имени А.И. Маринеско. Эту структуру 11 лет бессменно возглавляет капитан первого ранга в отставке А.К. Зияев.

    Напомним некоторые факты биографии этого скромного, замечательного человека. Александр Каюмович – уроженец узбекского города Наманган, воспитанник детдома. Его, как и многих мальчишек, пленила морская романтика, ветер дальних странствий. Конечно, свою роль сыграли книги и фильмы.

    Александр поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище инженеров оружия, а закончил уже Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Именно сюда перевели факультет минно-трального вооружения после хрущёвского «секвестирования» вооружённых сил.

    Военный инженер-электромеханик лейтенант Зияев был направлен на Тихоокеанский флот. Там он прослужил 20 лет и на подлодках, и на надводных боевых кораблях, не раз ходил в дальние походы. Самый длительный продолжался более года. Запомнились некоторые события, связанные с особыми заданиями. Например, в апреле – ноябре 1974-го по просьбе египетского руководства отряды кораблей Тихоокеанского и Черноморского флотов осуществляли разминирование Суэцкого залива после арабо-израильской войны. Экипажи наших кораблей проводили траление мин на минных полях более 6 тысяч часов, пройдя свыше 17 000 морских миль. Советские моряки ликвидировали минную угрозу на площади 1250 кв. миль.

    Тогда тральщик «Сахалинский комсомолец» под командованием капитана III ранга Зияева сам подорвался на мине и получил пробоину, которую пришлось оперативно заделать и продолжить выполнение задачи. Экипаж и корабль удалось спасти, но некоторые моряки получили ранения. Александр Каюмович был награжден орденом Красной Звезды.

    Об участии советских военнослужащих в этой операции в СМИ упоминалось крайне скупо, а на Западе в основном писали о совместных действиях по разминированию и расчистке канала, возложенных в соответствии с международным соглашением на США, Великобританию, Францию и АРЕ. Всё это продолжалось 14 месяцев и проходило в три этапа. Благодаря совместным усилиям личного состава отряда кораблей Тихоокеанского флота и сил обеспечения Черноморского флота данная зона вновь стала судоходной и безопасной.

    А однажды, когда советское гражданское судно напоролось на коралловый риф вблизи Мальдивских островов, Александру Каюмовичу довелось участвовать в спасательной операции совместно с американцами. В таких случаях даже «потенциальные противники» на море обычно приходят на помощь терпящим бедствие. В те годы довелось А.К. Зияеву и его товарищам участвовать и в проведении поисковых работ на месте гибели ракетной дизельной подводной лодки Тихоокеанского флота К-129 проекта 629, разыскивая её фрагменты.

    Из двадцати лет службы двенадцать Александр Каюмович провёл непосредственно в море. Там, на Тихоокеанском флоте, был отмечен наградами и дослужился до капитана II ранга. А следующее звание он получил уже в Кишинёве. Здесь в 1984 году был создан Штаб юго-западного оперативного направления советских войск. В его военно-морское управление и перевели Зияева с Дальнего Востока. В 1990-м он уволился в запас, но до сих пор продолжает трудиться в военной приемке НТЦ «Hidrotehnica», где выпускаются продукция для военно-морского флота России, а также электронасосы большой мощности для нефтехимической и нефтегазовой промышленности РФ. Его супруга Галина Игоревна работает на этом же предприятии. Ну и чтобы завершить краткое представление президента Ассоциации, отметим, что сын Александра Каюмовича, Олег, тоже в своё время получил морскую закалку – служил на Черноморском флоте.

    Списочный состав нашей ветеранской организации составляют офицеры, мичманы, старшины, матросы, по сей день сохранившие любовь к морю, флоту и свято соблюдающие его традиции, рассказывает А.К. Зияев. На момент создания Ассоциации, по данным военных центров, в Молдове проживали, исключая снятых с учёта по возрасту, более 15 тысяч ветеранов флота. К сожалению, трудно сказать, сколько их осталось на сегодняшний день. И дело не только в убыли по причине возраста и болезней. В списках военно-учётных специальностей (ВУС) уже не значатся сигнальщик, гидроакустик, турбинист, моторист, радиометрист, штурманский электрик и другие. Военно-морская номенклатура из этого перечня ВУС исчезла, поскольку у Молдовы, как известно, нет своего ВМФ. И численный состав Ассоциации не может расти по объективным причинам. Ныне наша общественная организация насчитывает 870 человек. Среди них немало известных людей. Например, почётным членом совета Ассоциации избран бывший главный корабельный старшина, настоящий моряк в душе, митрополит всея Молдовы Владимир, которому близки наши проблемы и задачи. Старшина 2 статьи Михаил Мунтян, народный артист СССР, тоже является членом Ассоциации ветеранов ВМФ.

    Мы стремимся изучать страницы общего военно-морского прошлого Молдавии и России на уровне событий и персоналий. Например, ещё в конце русско-турецкой войны, в 1812-м, главнокомандующий Дунайской армией и Черноморским флотом адмирал П.В. Чичагов перенёс свою штаб-квартиру из Ясс в Кишинёв. За ним двинулись молдавские правители, духовенство, дворяне и торговые люди. Тогда впервые в Кишинёве появились русские моряки, фактически ставшие одними из первооснователей будущей молдавской столицы.

    Второй раз моряки появились в Кишинёве перед началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Тогда Кишинёв стал местом формирования минных отрядов, предназначенных для прикрытия переправ русских войск через Дунай. Для практического освоения минного оружия в городе был создан морской офицерский класс, который находился в районе нынешних Боюкан. Впоследствии умелое применение этих мин на Дунае парализовало турецкую флотилию, а вскоре она вообще прекратила своё существование.

    А вот пример из прошлого века – в освобождении Молдавии от фашистской оккупации и, в частности, в Ясско-Кишинёвской операции участвовала дальневосточная бригада морской пехоты. Наше желание увековечить этот факт пока не нашло поддержки.

    Ассоциация уделяет немало внимания вкладу А.И. Маринеско в развитие военно-морского искусства, в стратегию ведения боевых действий на море. Конечно, мы стремимся увековечить память об этом легендарном человеке. Подготовив все необходимые документы, обратились с ходатайством к руководству столицы об установке памятника этому героическому подводнику. 105-летие со дня его рождения мы торжественно отметили в прошлом году в кишинёвском Доме офицеров, пригласив живущих в Одессе дочерей героя Татьяну и Элеонору на это мероприятие. Увы, пока наше ходатайство остается без ответа.

    Добавлю несколько слов к рассказу Александра Каюмовича о Маринеско. Задолго до официального признания его заслуг, которое произошло лишь в годы перестройки, первым повесть о нём написал   писатель и пушкинист Михаил Григорьевич Хазин. И опубликовал её на русском и молдавском языках. Произведение известного московского драматурга Александра Крона «Капитан дальнего плавания» появилось чуть позже. Эта книга имела всесоюзный резонанс и сыграла важную роль в восстановлении доброго имени героя. Но когда на «Молдова-филм» снимали фильм «О возвращении забыть» (1985 г.), в политуправлении ВМФ всё ещё были сильны позиции недоброжелателей Маринеско. Даже после его ранней кончины некоторые влиятельные персоны в больших чинах не могли простить ему взрывного характера, хотя принято считать, что победителей не судят. Поэтому в кинокартине разрешено было отобразить собирательный образ командира «эски», для создания которого пригодились и боевые победные эпизоды из биографии опального подводника.

    Кстати, сценарий фильма написал местный кинодраматург Александр Молдавский – инженер-капитан I ранга в запасе. Он же был и автором сценария известной ленты «Командир счастливой «Щуки». Отмечу и то, что безвременно ушедший режиссёр фильма «О возвращении забыть» Василе Брескану состоял членом Ассоциации ветеранов ВМФ им. А.Маринеско.

    Естественно, мы дружим с Союзом офицеров Молдовы, продолжает свой рассказ А.К. Зияев. Не забывает нас и Посольство России. У Ассоциации налажена тесная связь с международной организацией подводников в Санкт-Петербурге, контактируем с подводниками Одессы и Морским собранием Владивостока. Неплохие отношения установились у нас и с румынскими коллегами, служившими в ВМФ. В этой соседней стране власти относятся к проблемам своих ветеранов флота не так, как в Молдове…

    Мероприятия, на которых мы встречаемся, это не только День Победы и даты флотских праздников. Например, в прошлом году мы пришли в Кафедральный собор, где были выставлены мощи адмирала Ушакова, причисленного к лику святых.

    Сегодня наши филиалы действуют в каждом районе республики. Например, у руководителя Каларашского районного филиала Андрея Ботнаря и его заместителя Василия Негру тесные связи с тамошними учебными заведениями, как и у Игоря Лупу – в Криково. А в Калараше при активном участии (в том числе и финансовом) членов районного филиала строится церковь Покрова Пресвятой Богородицы в честь погибших в годы Великой Отечественной войны и моряков, ушедших в мирное время. Дружим мы и с учебными заведениями, часто бываем в столичном лицее имени Пушкина.

    Что в планах? Создание в республике школы по подготовке специалистов-мореходов. С открытием Джурджулештского порта Молдова получила выход к морю, а профессиональных кадров в стране нет, обучением их никто не занимается. Преподавать могли бы члены нашей Ассоциации, в составе которой – квалифицированные специалисты многих флотских профессий с богатым опытом. Желающие учиться наверняка найдутся. Однако необходимо помещение, а найти его не так-то просто. «Жилищная» проблема стоит и перед самой Ассоциацией, и перед её кишинёвским музеем.

    Мы проводим смотры музеев, в которых собраны материалы, отображающие повседневную деятельность Ассоциации и её филиалов. Например, в Васиенах, где руководителем нашего отделения является Пётр Михолаки, а директором музея Сергей Канду, оформлен большой стенд. На нем размещены фотографии всех моряков-односельчан – как погибших при исполнении своего воинского долга, так и ныне здравствующих. Жители села гордятся ими. В конце мая руководство Ассоциации вместе с гостями вновь посетило музей боевой славы при Каушанском лицее им. Пушкина. Этим музеем руководит участник Великой Отечественной, мичман в отставке, заслуженный деятель культуры РМ Юрий Петрович Архипов, глава нашего филиала. Местным морским поисковым клубом «Маяк» проведена кропотливая работа, отражённая в экспозиции. Собранные юными следопытами материалы рассказывают о героических страницах освобождения Каушан и всей Молдавии от фашистов.

    Когда в беседе с Александром Каюмовичем мы (матрос запаса и капитан I ранга в отставке) съехали на музейную тему, я вспомнил, что почти полвека назад внёс и свой скромный вклад в создание музея подводников в отдалённом гарнизоне Заполярья Гаджиево. (Там ныне располагается главная база подводных сил Северного флота, куда приписана известная субмарина «Юрий Долгорукий», но и в те времена в этой бухте размещалась грозная флотилия атомных подлодок.) И вот наш земляк-политработник капитан-лейтенант Армаш пробил для меня ещё не заслуженный отпуск, ну а я отправил из Кишинёва целый контейнер с разными дефицитными в Заполярье оформительскими материалами, включая полированные доски-подставки для моделей подлодок. Были там и подарки от «Мезона», «Сигнала», других молдавских предприятий, связанных с оборонкой и выполнявших заказы для Северного флота. Например, макет гидрофона. А ещё я привёз книжку Юрия Нагибина, который как раз приезжал в Кишинев и по моей просьбе надписал её для музея подводников. Впрочем, этот сборник «увели» ещё до открытия экспозиции…

    Глава Ассоциации отметил, что делом своей чести считает помощь ветеранам: «Мы стараемся поддерживать морально и материально пожилых людей, когда-то честно исполнивших свой воинский долг на суше и на море».