• RU
  • MD
  • 02.06.2018 07:54





    Май 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Апр   Июн »
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031  

    Loading...

    30.5.2018 | 20:04

    Михаил Сечкин: «Мой кумир – великий Голованов»

    Михаил Сечкин

    Оригинал публикации – газета «Русское слово», автор Ольга Большова

    Педагогические способности проявились у него лет в пять. К маме, преподавателю консерватории, студенты нередко приходили заниматься домой. И маленький Миша вдруг стал делать юношам и девушкам достаточно обоснованные замечания. Удивительно, но никто над ним не смеялся. Сейчас, с высоты своих 75 лет, мастер искусств РМ Михаил Васильевич Сечкин вспоминает об этом с улыбкой. Но, может быть, именно тогда закладывались те результаты, которые достигнуты сегодня: сотни исполненных фортепианных и симфонических произведений, опер, балетов, оперетт, целая армия учеников.

    Музыку он слышал с пеленок. Игру на фортепиано преподавала мама, пианистом и композитором был старший брат. В пять лет мальчика отдали учиться в музыкальную школу, и педагогом его стала сестра всемирно известного пианиста Владимира Горовица Регина, сама великолепный музыкант.

    Как вспоминает Михаил Васильевич, его не приходилось, как нередко случается, заставлять играть: он все схватывал на лету, учеба нравилась. На выпускном экзамене играл Первый фортепианный концерт Чайковского – одно из самых сложных для пианистов произведений. Когда стихли последние аккорды, зал взорвался овацией.

    Казалось бы, впереди — блестящая карьера пианиста. Но судьбе было угодно другое. В Харькове Сечкины жили по соседству с оперным театром. Классе в седьмом Михаил впервые попал на спектакль, давали «Аиду» Верди. Дирижировал Леонид Худолей, ученик выдающегося Николая Голованова. Когда паренек услышал, как звучит оркестр под управлением Леонида Федоровича, увидел его за дирижерским пультом, понял: вот чем он хочет заниматься!

    А еще, признается Михаил Васильевич, на него в этом спектакле сильное впечатление произвели трубы, которым в партитуре «Аиды» отведено большое место. И подросток стал самостоятельно осваивать игру на трубе. Потом три-четыре года играл в духовом оркестре, и никто не верил, что это самоучка. А уже во время учебы в консерватории освоил ударные инструменты – в студенческом симфоническом оркестре не хватало ударников. «Оркестр я познавал изнутри», — говорит Сечкин.

    Желание стать дирижером крепло. Еще во время занятий в музыкальной школе Михаил брал уроки у бывшего главного дирижера Харьковской филармонии Михаила Злобинского. В результате после выпускного экзамена в консерватории, на котором Сечкин играл сложнейший Второй фортепианный концерт Прокофьева, председатель госкомиссии известный музыковед Надежда Горюхина сказала: «Этому молодому человеку только рояля недостаточно».

    Талантливого выпускника оставили в консерватории ассистентом на кафедре фортепиано, в классе сразу трех профессоров. Появилась возможность изучить разные пианистические школы. А через некоторое время открылся дирижерский факультет, Михаил, конечно же, захотел поступить туда. Год спустя решил ехать в Киев, к профессору Михаилу Камерштейну, у которого консультировался еще перед поступлением на дирижерский факультет. Камерштейн был учеником одного из основателей советской дирижерской школы Николая Малько, получил очень хорошую подготовку. Свои знания он и передал Сечкину.

    В аспирантуре Михаил Васильевич учился у выдающегося дирижера Степана Турчака. Потом была работа в Запорожской филармонии, где Сечкин стал вторым дирижером симфонического оркестра. Этот коллектив считался довольно сильным, и с ним удалось исполнить много сложных произведений.

    Довелось Михаилу Васильевичу поучаствовать во Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. «И хотя, — рассказывает он, — призового места я не занял, но почерпнул для себя много интересного и полезного в профессиональном плане. А еще встретил там выходца из Харькова, который в свое время занимался у моей мамы. Он к тому времени был директором музея Николая Голованова, моего кумира. Именно у него учился Леонид Худолей, который повлиял на мой выбор (позже он был главным дирижером театра оперы и балета в Кишиневе, и этот период считается «золотым» для коллектива). У меня появилась счастливая возможность изучать партитуры Голованова с его пометками, вникать в суть его бесподобных трактовок разных произведений. Вообще-то исполнение Голованова я слышал с детства – в те времена он был главным дирижером Большого театра, по радио часто передавали его спектакли. Все его бесценные пометки я перенес в свои партитуры и пользовался ими в работе».

    После двух лет в Запорожье Сечкин по рекомендации своего учителя Турчака был приглашен в Донецкий оперный театр. Там за дирижерским пультом Михаил Васильевич простоял десять лет, репертуар за эти годы составил 75 названий. А в целом, если считать и работу в Кишиневе, наберется, наверное, названий сто – опер, оперетт, балетов. «Надо сказать, — признается Сечкин, — что опера меня всегда привлекала больше, чем симфоническая музыка. Среди любимых произведений — «Пиковая дама», «Царская невеста», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» (в Кишиневе я выступил дирижером-постановщиком этого балета). Русская классика мне больше по душе. Ну и, конечно, «Аида» — первое сильное впечатление на всю жизнь».

    В Кишиневе Михаил Васильевич с 1988 года, привели его сюда печальные обстоятельства. Старший брат Виталий, лауреат Международного конкурса пианистов в Берлине, по приглашению ректора Молдавской консерватории Константина Руснака заведовал кафедрой фортепиано. Из-за тяжелой болезни он рано ушел из жизни. На похоронах Сечкин познакомился с Руснаком и получил приглашение на работу в консерваторию. Ему поручили оперный класс и студенческий симфонический оркестр. А через несколько месяцев пригласили дирижировать и в Театр оперы и балета. Первой оперой был «Евгений Онегин». Так Михаил Васильевич параллельно стал заниматься и преподаванием, и дирижированием, два года возглавлял оркестр театра.

    За тридцать лет в Кишиневе Сечкин работал со всеми существующими здесь оркестрами – Гостелерадио, Национальной филармонии, Камерным оркестром Органного зала, оркестрами музыкальных лицеев имени Рахманинова и Порумбеску. Сейчас он дирижирует оркестром Национального музыкального колледжа имени Штефана Няги.

    Вел Михаил Васильевич и дирижерский класс, обучил десять дирижеров. В их числе Дмитрий Кэрчумару – дирижер оперного театра, Денис Чаусов работает с оркестром Гостелерадио, Владимир Андриеш – второй дирижер Камерного оркестра Органного зала, мастер искусств. А вокалистов Сечкин подготовил больше ста. Среди них Степан Курудимов, Лилиана Лаврик, Сергей Варсан, мастер искусств Наталья Маргарит, народные артисты РМ Петр Раковицэ, Юрий Гыскэ, Лилия Шоломей. Кроме того, Михаил Сечкин больше десяти лет с успехом возглавлял филармонический оркестр румынского города Ботошаны.

    Стал музыкантом и его сын Вячеслав. Ученик народного артиста РМ Бориса Дубоссарского, он сегодня – один из концертмейстеров оркестра Национального театра оперы и балета, ведет группу альтов, играет в струнных квартетах.

    Сечкин много занимается популяризаторством классической музыки. Он частый гость в музыкальном салоне «Элегия» библиотеки русской литературы и культуры имени Ломоносова, где его ждут в каждое последнее воскресенье месяца. С удовольствием участвует музыкант в мероприятиях Российского центра науки и культуры.

    По случаю юбилея в Национальной филармонии имени Сергея Лункевича состоялся большой творческий вечер дирижера — «Михаил Сечкин и его ученики». Играли и пели те, кому музыкант дал путевку в профессию. Вставал за дирижерский пульт и сам маэстро.

    Чем Михаил Васильевич занят сейчас? «Проектов у меня всегда много, — говорит он. — Очень хочется исполнить «Поэму экстаза» Скрябина с большим составом оркестра. Меня вообще привлекают масштабные произведения, такие как «Реквием» Верди. А «Реквием» Брамса мне исполнить удалось. Несмотря на солидную дату, считаю, что класть дирижерскую палочку на пюпитр рано. 6 июня в Органном зале пройдет еще один мой юбилейный концерт с участием оркестра Колледжа имени Няги, там я выступлю и как пианист. На заслуженный отдых уходить не собираюсь. Энергию мне дает музыка».