• 06.01.2018 17:44

Октябрь 2014
    « Сен   Ноя »
    20212223242526

27.10.2014 | 18:52

Ученые выяснили, как черные дыры раскаляют галактический газ

черная дыра
    МОСКВА, 27 окт — РИА Новости.
    Горячий газ, входящий в состав самых массивных объектов во Вселенной — скоплений галактик, раскаляется до десятков и сотен миллионов градусов благодаря находящимся внутри галактик черным дырам, они вызывают вихревое движение газа, в итоге переходящее в тепло — к такому выводу пришел международный коллектив ученых, в состав которого входили российские астрофизики из Института космических исследований (ИКИ).

Скопления состоят из сотен и тысяч галактик, горячего газа и темной материи. Горячий газ разогрет до крайне высоких температур и излучает в рентгеновском диапазоне. При этом энергия, которая идет на излучение, черпается из тепловой энергии частиц газа, запас которой конечен, поэтому со временем газ должен остывать. В результате в центрах скоплений, где время охлаждения (сотни миллионов лет) намного меньше возраста самих скоплений (миллиарды лет), должно быть все больше и больше холодного газа и, как следствие, там должны интенсивно образовываться звезды.

Но проведенные ранее наблюдения не подтвердили наличие холодного газа предсказываемой массы. Это значит, что в центральных областях скоплений галактик газ нагревается благодаря какому-то источнику тепла. Наиболее вероятными кандидатами на роль галактической «печки» являются гигантские черные дыры в центрах скоплений галактик, массой в миллионы и даже миллиарды масс Солнца. Ранее было показано, что механическая мощность пузырей плазмы, «надутых» такой сверхмассивной черной дырой, сравнима с величиной потерь газа на охлаждение при рентгеновском излучении. Однако оставалось неясным, как именно нагревается газ, отмечается в пресс-релизе ИКИ.

«Мы показали, что нагрев происходит за счет диссипации (рассеивания) турбулентных движений газа, которые можно измерить с помощью статистического анализа рентгеновских изображений скоплений галактик», — отметила соавтор статьи, опубликованной на сайте журнала «Nature«, сотрудник Стэнфордского университета (США) Ирина Журавлева, слова которой цитируются в пресс-релизе.

Пузыри релятивистской плазмы, «надутые» черной дырой, расширяются и всплывают в горячем газе скоплений. При этом они вызывают турбулентность газа, передавая ему большую часть своей энергии, которая в конечном итоге переходит в тепло.

Авторы работы предложили метод измерения скоростей турбулентных движений газа.

«Ситуация очень схожа с волнами на поверхности океана. Чем больше скорость воды, тем выше волны на поверхности океана. Аналогичная связь есть и для газа скоплений галактик», — пояснил ведущий сотрудник ИКИ, член-корреспондент РАН Евгений Чуразов.

Исследователи использовали данные орбитальной рентгеновской обсерватории «Чандра», изучавшей ближайшие к земле самые яркие скопления галактик в созвездии Персея и Девы.

«Оказывается, что энергии в турбулентности достаточно для того, чтобы сбалансировать потери газа на излучение в центральных областях скоплений галактик», — отметил профессор Оксфордского университета (Великобритания) Александр Щекочихин.

«Мы имеем дело со сложной системой: остывающий газ питает черную дыру, которая в ответ надувает пузыри релятивистской плазмы, порождает турбулентные движения газа, энергия которых в конечном счете переходит в тепло и нагревает газ», — резюмировал главный научный сотрудник ИКИ РАН, академик РАН Рашид Сюняев.