• RU
  • MD
  • 17.06.2015 21:42
    Апрель 2015
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Мар   Май »
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930  





    8149936-225

    6.4.2015 | 19:51

    Долгоруковы, Молдова и Пушкин – стало известно новое “родство”

    Музей Пушкина

    КИШИНЕВ, 6 апр – Новости-Молдова. В продолжение публикации материала о князе Павле Долгорукове, композиторе и мемуаристе, человеке из бессарабского окружения Александра Сергеевича Пушкина, ученый секретарь кишиневского дома-музея Пушкина Виктор Кушниренко рассказал агентству Новости-Молдова о связях древнего рода Долгоруковых с Молдовой.

    Долгоруковы и Молдова

    «Многие из этого древнего и прославленного рода Долгоруковых бывали в нашем крае. Василий Михайлович Долгоруков-Крымский, генерал-аншеф, в 1739 году брал Хотин, готовил Белградский мир с Турцией. Василий Владимирович, генерал-аншеф, член Госсовета, сражался против турок под начальством Петра Румянцева. Во время следующей русско-турецкой войны он овладел Аккерманом и Бендерами. Василий Юрьевич, генерал-майор, в 1810 году как командир 18-й пехотной дивизии участвовал в сражениях при Базарджике, Варне и Шумле. Василий Васильевич, участвовал в войне с турками при Александре I, отличился при штурме Браилова (Брэила), под Силистрией. Николай Андреевич, генерал-лейтенант, участвовал в русско-турецкой войне 1828 года, стал генерал-майором, вместо погибшего в Тегеране Александра Грибоедова был направлен в Турцию посланником. Владимир Петрович в 1806 году, командуя Харьковским драгунским полком, взял Галац. Все они отмечены многими орденами», – рассказал Кушниренко.

    Признанный в Петербурге, но забытый в Бессарабии

    По его словам, если возвращаться к личности Павла Долгорукова, известно – «за 9 лет до приезда в Кишинев он был широко уже известен как композитор, пусть и дилетант, но автор многих музыкальных сочинений, тогда нашумевших, а ныне включенных в музыкальную сокровищницу России».

    «Но в период его жизни в Кишиневе, в период общения с Пушкиным и генеральном Иваном Инзовым, никто не говорил о Долгоруком как о музыканте, композиторе, никто не благодарил его за сочинения, в которых он так пронзительно воспевал победы, героев и павших 1812 года. Конечно, ему было очень обидно. Однако Павел Иванович Долгоруков, написавший целый ряд маршей для фортепиано, которые звучали в годы Отечественной войны 1812 года, вдохновляя и воинов, и общество. И, конечно, князь имел право и гордиться сделанным, и с обидой смотреть на тех, кто так быстро забыл, или не помнил, не знал его сочинений здесь, в Кишиневе», – отметил Кушниренко.

    Он добавил, что в Кишиневе Павел Долгоруков на квартире, где обитал, устраивал музыкальные вечера с такими прекрасными виртуозами, какими были чиновник инзовской канцелярии Константин Петрович Литке (фортепиано), тридцатилетний учитель музыки в доме боярина Замфираки Ралли; экзекутор инзовской канцелярии Архангельский (скрипка); Гауталь (виолончель), Вернер и Газе.