• RU
  • MD
  • 06.08.2019 13:39





    Сентябрь 2016
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Авг   Окт »
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930  

    Loading...

    19.9.2016 | 10:49

    Под сенью святого Гавриила

    Бэнулеску-Бодони

    Александра Юнко, газета «Русское слово» >>>

    Среди плохих и очень плохих молдавских новостей встречаются редкие исключения: 3 сентября был канонизирован митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил Банулеску-Бодони (1746-1821). Выдающийся просветитель, неустанный труженик на духовной ниве и устроитель православной жизни Бессарабии, оставивший яркий след в истории Молдовы, России, Украины и Румынии, стал первым молдавским святым.

    Есть ли надежда, что теперь на небесах есть кому замолвить слово о нашей прекрасной и незаслуженно поруганной земле? С этим и другими вопросами корреспондент «РС» обратился к протоиерею Николаю Флоринскому, настоятелю Свято-Георгиевской русской церкви Кишинева, автору двух изданий книги о жизни и деятельности Гавриила Банулеску-Бодони (2005, 2012).

    Не поправший присягу

    – Отец Николай, почему только сейчас признан святым митрополит, который творил благие дела почти столетие назад?

    – В который раз убеждаемся, что большое видится на расстоянии. В советское время, при тогдашнем отношении государства к церкви, вопрос канонизации не мог быть рассмотрен.

    С 90-х годов, когда Молдова стала самостоятельной, одна из центральных улиц столицы была переименована в честь Гавриила Банулеску-Бодони. Но общество раскололось. Те, кто был настроен на «унирю», не слишком благоволили к «пророссийскому» архиерею. Другие просто не обладали сведениями о собственной истории. Должен признаться, и я поначалу не знал, кто такой митрополит Гавриил, что значит он для нашего общества и всего народа. Но тогда уже начали появляться материалы, позволившие в полной мере оценить величие данного человека. Это и стало поводом для написания книги.

    - Что сформировало столь уникальную личность?

    - Григорий принадлежал к почтенной молдавской фамилии, давно переселившейся в Трансильванию». Начальное образование мальчик получил в семье, от дяди-священника. В Греции провел несколько лет, в том числе на Патмосе, на Афоне. Изучал не только богословие, но и лингвистику. В Киево-Могилянской академии ему легко давались языки. И поздней – в Полтаве, в Яссах, в Екатеринославе – он преподавал, наряду с богословием, латынь и греческий. Всегда и везде ратовал за образование. В Полтаве, в Киеве, будучи преподавателем, входил в круг ученых, поэтов, писателей, вел с ними переписку, спрашивал их мнения. Неустанно учился всю жизнь.

    - Какой он был человек?

    - Церковные историки говорят о «крутом нраве». Но, мне кажется, он был скорей требовательным и последовательным в достижении целей и всегда доводил дело до конца. Защищал духовенство от униатов в Киеве, в Бессарабии — от гражданских властей, от военных, от судебных преследований, от воеводских и боярских притеснений. В Киево-Могилянской академии ввел дисциплину «медицина», уволил врача, при котором смертность семинаристов была высокой… Находясь четыре месяца в заточении, под огромным давлением, невзирая на уговоры патриарха Неофита перейти под юрисдикцию Константинополя, остался верен Русской Церкви и русскому престолу. «Я монах, плакать по мне некому, а умирать когда-нибудь все равно надо. Попрать же присягу для того, чтобы на несколько лет прожить дольше, считаю за грех» — говорил он в ответ.

    - Воистину духовный подвиг! Но есть в его жизни загадочный период, когда он сам написал рапорт об «отставке» и на несколько лет отошел от дел.

    - Думаю, Гавриила Банулеску-Бодони подтолкнула к этому зависть архиереев, для которых он оставался чужаком. Он нажил множество врагов, конфликтуя с губернатором, с властями, борясь с униатами. Открыл в Киеве богадельню, а здания под нее не было, и он отдал бездомным одно крыло притча соборного, заставил потесниться живших там священников – и тем самым восстановил против себя духовенство. Но из Дубоссар он снова был призван к служению, когда понадобился опытный, надежный человек, которому можно было доверить духовную жизнь Молдовы, Валахии и Бессарабии.

    По образцу Русской церкви

    - То есть опять пришлось начинать все с нуля?

    - В то время все здесь находилось под властью греков-фанариотов. Они, по турецкой практике, покупали церковные должности за деньги, и этот базарный дух принесли с собой: повсюду царили коррупция и беззаконие. В Русской Церкви Гавриил Банулеску-Бодони видел устав и порядок, настоящую любовь, настоящую веру, настоящее подвижничество. На это и ориентировался, служа здесь Господу и исполняя все, что возлагалось на него как на архипастыря.

    - Сам человек ученый, он возлагал большие надежды на образование духовенства.

    - Как просветитель, мне кажется, митрополит Гавриил стоит наравне с Кириллом и Мефодием. В Кишиневе он в первую очередь открыл духовную семинарию, куда чуть ли не насильно загонял детей священников и бояр. А они, привыкнув давать «пунгуцу» и получать должность, этому всячески сопротивлялись. Учредил типографию, где печатались книги, а первое издание исправленной Библии на молдавском языке было выпущено в Санкт-Петербурге. Строил и возрождал храмы. Воспитал сподвижников – это Дмитрий Сулима, принявший после него митрополию, архимандрит Иоаникий, протоиерей Петр Куницкий и другие помощники и советчики.

    - Не могу не добавить, что столь мощное воздействие на культурную жизнь имело и отдаленные последствия. Выпускниками учрежденной Банулеску-Бодони семинарии стали просветитель Михаил Чакир, поэт Алексей Матеевич, скульптор Александр Плэмэдялэ, целая плеяда выдающихся людей. А из Благородного пансиона при семинарии вышли братья Хаждеу, Константин Негруцэ, Константин Стамати, Алеку Руссо, Александру Донич…

    - И кафедральный собор вырос после. Но вдохновителем этого строительства стал митрополит Гавриил. Даже смерть владыки стала важным событием. Весь цвет города шел за гробом к месту его вечного упокоения в монастыре, который он сам выбрал.

    К лику святых

    - Большим торжеством стала и канонизация Гавриила Банулеску-Бодони…

    - Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир совершил Божественную литургию в Каприянском Успенском мужском монастыре. В ходе литургии была совершена последняя панихида перед мощами митрополита Гавриила, зачитаны Томос о канонизации и краткое житие прославляемого святого. Его высокопреосвященство Молдовы вместе с собором архиереев совершил славление перед ракой с его мощами.

    - А кто участвовал в канонизации?

    - 25 архиереев из Молдовы, России, Украины и Казахстана. Приглашения были разосланы и в Румынию, но ни один из румынских епископов не приехал.

    - Неразрешимые противоречия с «пророссийским» святым?

    - Никуда от этого не деться.

    - Когда разобрали саркофаг, что нашли внутри?

    - Облачение и тело практически не пострадали. Облачение передали в Яссы, там есть возможность его реставрировать. Затем облачение вернут в Каприянский монастырь, где оно будет храниться в специальном музее. Теперь у нас есть свой святой, который оставил глубокий след в истории и достоин памяти многих стран и многих поколений. Его признание произошло у нас на глазах. И каждый сможет преклониться перед святыми его мощами и попросить его помощи и защиты во всех нуждах и обстояниях.

    - Что испытали вы как участник торжества?

    - Счастье приобщения. Ехал домой, вез иконку святого Гавриила с огромной духовной радостью, как на Пасху, как на большие праздники.

    Справка: Митрополит Гавриил (Григорий Банулеску-Бодони) родился в 1746 году в городе Быстрице в Трансильвании, которая в то время входила в состав Австро-Венгерской империи. Учился в Семиградской учительской семинарии, в Киево-Могилянской академии, затем в духовных школах Греции. В 1779 году был пострижен в монашество с именем Гавриил. В 1781 году рукоположен Молдавским митрополитом Гавриилом (Каллимаки) в диакона, затем в иерея, служил в Ясской митрополии.

    В 1782 году по приглашению архиепископа Славянского и Херсонского Никифора переехал в Полтаву, был преподавателем, затем инспектором в Славянской духовной семинарии. В 1788 году стал ректором Екатеринославской духовной семинарии.

    В 1791-м архимандрит Гавриил рукоположен в епископа Бендерского и Белоградского. Год спустя возведен в сан митрополита и назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. Был арестован господарем Александром Морузи по приказу турецкого султана, под конвоем отправлен в Константинополь, где синод под председательством патриарха Неофита VII лишил его кафедры и предал анафеме.

    За верность Русской Церкви претерпел четырехмесячное заключение, из которого был освобожден лишь по требованию русского посланника. В 1799 году назначен митрополитом Киевским, затем — членом Святейшего Синода. В 1803 году по собственному прошению был отпущен на покой, жил в Одессе (где его до сих пор почитают как одного из основателей города), затем в Дубоссарах. В 1808 году вновь вступил в обязанности экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии. После 1812 года избрал местом своего пребывания город Кишинев. В 1813 году была образована Кишиневская и Хотинская епархия, архиереем которой был назначен митрополит Гавриил.

    Меньше чем за десятилетие архипастырь вывел духовную жизнь Бессарабии на новый уровень. По его инициативе открылась Кишиневская духовная семинария и при ней Благородный пансион, были восстановлены и построены около 200 церквей, монастырей и скитов, основана типография, сыгравшая большую роль в распространении церковной литературы, в том числе на молдавском языке.

    Митрополит Гавриил провел большие церковные реформы, в частности, поддержал введение в молдавских монастырях общежития, ориентируясь на опыт преподобного Паисия Величковского), с которым был лично знаком. В период правления митрополита Гавриила была проведена справа (редактирование) молдавских богослужебных книг и основано бессарабское отделение Российского библейского общества, которое издало исправленный текст Библии на молдавском языке.

    Скончался митрополит Гавриил 30 марта 1821 года в возрасте 75 лет. Погребен при большом стечении народа в Каприянском Успенском монастыре.