• RU
  • MD
  • 26.12.2017 15:12





    Сентябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Авг   Окт »
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930  

    Loading...





    19.9.2017 | 20:00

    Маленькая, но гордая – гимназия им. А. С. Пушкина в Кантемире отметила 50-летие

    14472607

    Оригинал публикации — газета «Русское слово». На сайте ИА Новости-Молдова публикуется в сокращении

    Далеко не каждое учебное заведение в Молдове с русским языком обучения может похвастать таким вниманием к себе со стороны Посольства России, Российского центра науки и культуры. Прибывший на торжество Посол Фарит Мухаметшин приезжал сюда и в 2016-м – так сказать, в рабочем порядке, а руководство РЦНК – в третий раз за последние годы.

    Это на сегодняшний день единственная русская гимназия в районе, последний оплот. Русских лицеев нет вообще – с 2013-го, как раз с тех пор, когда нынешняя гимназия лишилась статуса лицея.

    Ветер перемен последней четверти века и оптимизация школ, начавшаяся 10 лет назад, но особо активизировавшаяся при нынешней власти, уже похоронили сотни школ Молдовы, обескровили многие села, отрезали пути к образованию значительной части молодежи. А педколлективы большинства пока функционирующих учебных заведений, особенно периферийных, с немногочисленным контингентом, уже который год живут в постоянном страхе: закроют перед новым учебным годом или не закроют?

    В прошлом году после фронтальной проверки гимназия имени Пушкина была названа одним из лучших учебных заведений среди 30 школ Кантемирского района. Каждый год в гимназии проводят районные семинары, мастер-классы, открытые уроки. Ученики всегда достойно справляются с национальным тестированием – ни разу за всё время с его внедрения не было ни одного «завала», никогда оценки на экзаменах не отличались от годовых более чем на сотые балла! Нет года, чтобы учащиеся гимназии не завоевали каких-то призовых мест, в том числе на республиканских олимпиадах и конкурсах.

    – Мне как учителю истории приятно вспомнить, что в 2013-м в конкурсе, организованном РЦНК к 400-летию Дома Романовых, среди призеров был мой ученик Дмитрий Арнаут, – с удовлетворением говорит директор гимназии Надежда Коломан. А потом с еще большей гордостью добавляет: – В прошлом году, по итогам конкурса эссе «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!», проведенного газетой «Русское слово» при поддержке РЦНК в рамках мероприятий, посвященных 180-летию со дня гибели А. С. Пушкина, наш девятиклассник Мирон Бутук вошел в число 12 финалистов. Работы еще двух учащихся гимназии – Станислава Тануркова и Дмитрия Арнаута – были опубликованы в «РС».

    Упоминание директором последнего факта понятно: имя поэта, которое носит гимназия, коллективный член Русской общины РМ, обязывает. Кстати, со сменой статуса она не перестала быть членом «братства» учебных заведений республики, носящих имя Пушкина, принимает участие во всех мероприятиях этого школьного сообщества. Ну а на местном уровне, помимо обязательного чествования поэта по поводу всех его памятных дат, во время ежегодной Недели русского языка один день обязательно посвящается Александру Сергеевичу: это и конкурс сочинений, и конкурс презентаций, и конкурс стенгазет с пушкинской тематикой, и конкурс рисунков по сказкам Пушкина в начальных классах, проводящийся в школьной библиотеке…

    Библиотека в гимназии замечательная, а «управляет» ею большой энтузиаст, мастер на все руки Нелли Васильевна Петраченко (кстати, выпускница этой школы, как и две трети педколлектива!). А «мастером на все руки» мы ее называем потому, что она в буквальном смысле «и швец, и жнец, и на дуде игрец»: и завуч по внеклассной работе, и библиотекарь, и учитель труда, и учитель музыки, и руководитель школьного вокально-хореографического ансамбля «Непоседы», который знает не только район, но и республика, и группы лошкарей. А помимо всего прочего – потрясающая рукодельница! В прошлом году провела районный семинар библиотекарей – как все признали, на высочайшем уровне, а в нынешнем даст мастер-класс для учителей района по вышиванию лентами и бисером.

    По поводу библиотеки – еще пару слов. Стараниями Посольства России и РЦНК ее фонд неоднократно пополнялся замечательной литературой – художественной, методической, справочно-энциклопедической. Самые ценные и редкие издания – в читальном зале, на руки их не выдают, а поработать с ними после уроков – всегда пожалуйста. Тут же, кстати, и пара ноутбуков с Wi-Fi: не всем детям, а вернее – их родителям, по карману подключение к Интернету дома. Приходится эту лакуну заполнять в библиотеке, поскольку ныне многие задания предполагают работу в Сети.

    О чем очень сожалеет директор гимназии, так это о том, что никак не удается свозить детей в Долну: дорого…Даже не все педагоги там побывали. Может, найдется меценат, который поможет исполнить эту мечту?..

    Просить о таком подарке Надежда Степановна не решается: у гимназии есть куда более значимые, хоть и весьма прозаические, потребности.

    – Меня и так, наверное, считают наглой, – полушутя говорит она. – Например, когда спрашивают, чем помочь, а перед юбилеем – что подарить, я перечисляю всё, в чем мы нуждаемся. Мы будем благодарны за любую поддержку – и финансовую, и моральную.

    Надежда Степановна с большой признательностью называла тех, кто не оставляет своим вниманием гимназию. Это и Посол России Фарит Мухаметшин, и глава представительства Россотрудничества в Молдове Михаил Давыдов, и лидер Партии социалистов РМ Зинаида Гречаная, и председатель Русской общины Людмила Лащенова, и сотрудник РЦНК Ольга Батаева – много имен было произнесено, всех и не упомнишь.

    – Что же подарило на юбилей Посольство России?

    – Много всего полезного! Презентовали, с учетом наших потребностей, комплект мебели для класса – 10 парт, 20 стульев, три стеллажа в читальный зал, спортинвентарь, телевизор, наглядность для кабинетов физики и химии, художественную и учебно-методическую литературу… А еще уплатили годовой абонемент на Интернет для гимназии (2880 леев).

    …Хоть и не праздничная это тема, гимназии живется непросто. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы прикинуть, какое может быть финансирование на 61 ученика. Денег не хватает ни на что! Ставку в коллективе имеют три человека, остальные – по 7-8 часов. И при этом не разбегаются, работают, да еще как! Из 14 педагогов (во времена лицея их было 22), обеспечивающих весь учебный процесс, т. е. специалистов по всем дисциплинам, только трое пока не имеют дидактической категории. Притом, что всю процедуру, включая курсы, издание работ, они проходят за свой счет: у школы нет на это средств.

    В нынешнем году, к сожалению, не удалось набрать первый класс: заявление подали только 6 человек. Нет возможности содержать столь малочисленный класс, тем более что один такой уже есть: из 15 человек, окончивших в позапрошлом учебном году 7-й класс, 6 учащихся отправились на ПМЖ в Россию, один с родителями уехал в Европу, другой забрал документы. И в 9 классе в итоге сегодня учатся всего 7 человек.

    Кроме первого, нет еще 3 и 7 классов. И вот тут надо отдать должное районному руководству: видя, какой в гимназии уровень преподавания, начальство сказало: «Мы вас поддержим!» – и пока слово держит. Хотя не от них одних судьба учебного заведения зависит. Но сама гимназия от РОНО денег не просит – это принципиальная позиция коллектива: выкручиваются как могут, не без сторонней помощи, конечно. В прошлом году обратились к Зинаиде Гречаной и вскоре получили 50 стульев для столовой. В этом году один из «симпатизантов» гимназии Сергей Бутук на собственные средства отремонтировал актовый зал и большую часть спортзала. Часть выпускников разных лет «скинулись» – и заменили все краны в школе, а другие таким же образом приобрели посуду для столовой. Родители каждый класс отремонтировали своими силами: штукатурили, белили, красили.

    С разрешения примэрии гимназия сдает в аренду пустующую часть здания психологическому центру. То есть арендную плату с него не взимают в соответствии с существующим положением, так как центр оказывает помощь детям. Но он оплачивает свои расходы на электричество, воду, а главное – за отопление, потому что в целом в отопительный период оно обходится школе в 60 тысяч леев в месяц, а так процентов 30 гимназия экономит. Только это помогает им выжить.

    – Не мерзнете зимой?

    – С короткими рукавами всю зиму ходим. Роскошь, конечно, но мы не можем регулировать температуру теплоносителя: она устанавливается автоматически, в зависимости от внешней температуры воздуха. Есть проект по строительству рядом с существующим теплопунктом другого, который будет работать на биомассе. Если этот проект будет утвержден, станем отапливаться до +10 градусов на биомассе, а при более низкой температуре переходить на газ. Это даст существенную экономию.

    У Надежды Степановны не голова – компьютер. Сколько всего она в ней держит и сколько всего в ней крутится! Например, как восстановить забор: «Школа как проходной двор». Как привести в порядок большой школьный стадион: «Есть там, в принципе, и футбольное поле, и баскетбольная площадка, и беговая дорожка, но все страшно запущено, выглядит как заброшенное поле». Где найти деньги на обустройство раздевалок – они практически нефункциональны. Ну и так далее… А главное – как поддержать и сохранить энтузиазм учителей, которые «за дежябэ» ведут внешкольную работу? Официально ни один кружок не действует – опять же из-за отсутствия денег. Ни на канцтовары, ни на спортинвентарь года с 2011-го ни копейки выделено не было. Учителя в июне пишут заявления на отпуск за свой счет – до сентября. А фактически с начала августа все в этом году были в школе: сами красили коридор, учительскую, мыли полы – готовились к празднику.

    – Если раньше, когда мы были лицеем, только единицы уходили после 9 класса, а почти все шли в 10-й, то теперь совсем другая ситуация, – с грустью говорит Надежда Степановна. – Из нынешних 61 ученика в семьях сорока пяти очень тяжелое материальное положение, дети вряд ли смогут продолжить учебу за пределами города. Да, кто-то из выпускников идет дальше учиться в колледжи, в молдавский лицей. Государственный язык они знают, но учиться на нем им трудно. Хотя из прошлогодних 16 выпускников трое, поступившие в молдавский лицей, похвастали мне, что писали диктант – и их похвалили. Они справились лучше, чем многие их одноклассники-лицеисты, которые учились на государственном языке все время.

    Значительное число наших ребят после 9 класса обращаются в районное бюро по трудоустройству, их направляют на курсы поваров, швей и т. д. Я понимаю, что и это нужные профессии, но у многих из этих ребят будущее могло бы сложиться совсем иначе…

    Конечно, я болею и за судьбы своих учеников, и за судьбу школы в целом. Ведь работаю тут с 88-го года. Начинала как учитель начальных классов, потом преподавала географию, музыку. Позже окончила заочно истфак, вела уроки истории, 7 лет проработала завучем, теперь уже седьмой год директором. У меня первая категория по предмету, вторая – менеджерская. Вся жизнь, считай, прошла в этой школе. В 7.15 я уже тут, в 5 вечера – еще тут… Спасибо, муж поддерживает – он тоже педагог, математик по специальности, работал в нашей школе. Имей он другую профессию, мог бы не понять и не принять такого положения вещей.

    – А ощущаете разницу между теми, кого Вы учили в самом начале своего профессионального пути, и сегодняшними учениками?

    – Ну конечно, и тут можно долго рассуждать о влиянии на их формирование социально-экономических условий, технического прогресса, падения престижа учительской профессии. Но я скажу о самом важном в образовании: о прочности знаний. Переход к системе тестирования сыграл с детьми злую шутку: у них намного хуже развита речь, а память в целом стала кратковременной. Сегодня может ответить на девятку, а спроси о том же через два дня – уже забыл. Понизился уровень общего развития. А преподаватели стали более скованны в оценивании знаний. Есть жесткие критерии – и важные нюансы при этом выпадают. Собственно, дети сами, руководствуясь этими критериями, могут себя оценить. И жаль, что задача – «Выскажи свое мнение», часто фигурирующая в учебниках, не реализуется, потому что нам надо услышать от ученика не его личное, а «нужное», запрограммированное мнение. А это не может способствовать формированию свободомыслящего человека.