• RU
  • MD
  • 18.04.2018 11:15





    Январь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Дек   Фев »
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031  

    Loading...




    10.1.2018 | 20:00

    «Не люблю дилетантства»: молодая художница Владислава Литвякова награждена премией РЦНК

    Владислава Литвякова

    Оригинал публикации – газета «Русское слово», автор – Полина Богуцкая

    Владислава Литвякова награждена премией Российского центра науки и культуры в Молдове по итогам 2017 года в номинации «Молодой художник»

    Узнать и понять человека по одному только интервью – слишком самонадеянно. Да, живая, непосредственная, открытая, четко и понятно умеющая выражать свои мысли. Судя по работам и комментариям к ним – способная, разносторонняя, нестандартная. Произвела более чем приятное впечатление – как будто свежим ветерком подуло. И что сразу ощущается – это ее «самостийность» (тот редкий случай, когда украинское слово более точно отражает натуру, чем русские аналоги «самостоятельность» и «независимость»). В самом конце интервью не удержалась, спросила Ладу: как она взаимодействует «с градом и миром»? Она ответила: «Можно прислушиваться, принимать совет или помощь, но не надеяться на других – только на себя. Я легко общаюсь, могу вписаться в любую компанию, но вообще – одиночка».

    А вот что говорит ее педагог по специальности Нина Хамурарь, которая для Лады является большим авторитетом и на которую юная художница во время нашей беседы ссылалась много раз: «Владислава – безусловно талантливая, она обладает превосходным чувством цвета. А главное – очень целеустремленная, волевая. Меня поражает, что в такой, в общем-то маленькой девочке столь жесткий стержень. Мне нравится и как она работает, и как думает. Человек, который одарен от бога, да еще с таким характером, может многого добиться в жизни».

    В этом году Лада заканчивает Художественный колледж им. А. Плэмэдялэ, отделение живописи. Впереди – госэкзамен по истории искусств и защита диплома по основной специальности. Что будет после – пока под вопросом, но в планах поступление в один из художественных вузов Москвы, скорее всего – в Строгановку. Подходит к этому вопросу практично:

    – Москва – потому что там родственники: буду не одна в большом городе. Хотя мне там комфортно: я довольно часто туда езжу. Не смущают ни расстояния, ни многолюдье, ни напряженный ритм мегаполиса. Я вообще быстро осваиваюсь… Что касается вуза, посмотрю, какие университеты дадут квоты. Хочу пойти на теорию искусств.

    – Почему на теорию? Остыла к практике?

    – Ну что вы! Я не собираюсь бросать живопись: практически всю сознательную жизнь этим занималась. Просто хочу как можно больше узнать об этой сфере искусства, посмотреть на него как бы с другой стороны…

    – В колледже недодали?

    – Мне там дали очень хорошую базу, многому научили. Знаете, иногда сравниваю наши работы с работами студентов Академии изобразительных искусств и не кажется, что мы слабее… Нам – и мне в частности – повезло с преподавателем: Нина Семеновна Хамурарь очень сильный педагог. Она ведет все профилирующие дисциплины: рисунок, живопись, композицию, техники. Нагружает по полной, и это очень здорово. Но познание – оно же бесконечно, так что и после окончания вуза будет чему учиться. Мне интересно докапываться до самых глубин.

    – А когда ощутила в себе эту потребность – рисовать?

    – С самого раннего детства: всё в доме было разрисовано, начиная от обоев. В художественную школу пошла не сразу, хотела попробовать всё – ходила на разные секции, включая спортивные, но ничего не увлекло больше, чем рисование. Так что к своему выбору пришла осознанно, как говорится, опытным путем.

    – И сразу поняла, что живопись – это твое? Я вижу, что у тебя в портфолио, помимо учебных рисунков, практически нет карандаша, акварели – в основном масло…

    – Да, предпочитаю масло, хотя могу работать в любой технике, смешивать их – никто не запрещает. Но предпочитаю масло: оно более статичное, цвет как положишь – так он и останется, при желании могу его исправить, перекрыть. А в акварели, поскольку она на воде, краски так или иначе смешиваются… Графика у меня есть, но только для себя, в черновиках.

    – Не хотела попробовать себя, скажем, в иллюстрировании книг? Или хотя бы какой-то конкретной книги, которая особо впечатлила? А может, даже собственной – к писательству не тянуло?

    – На эти вопросы могу ответить утвердительно: попробовать хочется всё. Но не по-дилетантски. Не люблю дилетантизма, а всерьёз, с тем же иллюстрированием надо сначала набить руку, освоить это искусство, чтобы всё получилось уверенно, убедительно, стильно, а не абы как. И книга такая была, что зацепила, даже не одна, а целая серия: фэнтези-сага «Ведьмак» польского писателя Анджея Сапковского. И о своей иногда подумываю: а почему бы и нет? Но это так, мелькающие мысли… Повторюсь: если что и делать, то по большому счету не на уровне самодеятельности, любительства. А на всё одновременно меня не хватит (улыбается). Хотя я привыкла к напряженному графику: когда совмещала две школы, общеобразовательную и художественную, еще дополнительно занималась языками – английским и румынским.

    – Учишься в русской группе? Еще сохранился русский язык в вашем колледже?

    – Да, учусь в русской группе. У нас они всегда организовывались со скрипом, а в этом году – впервые за много лет – набрали сразу две. Не без серьезных усилий Нины Семеновны.

    – Ты из русскоязычной семьи? Расскажи о ней. Вот упомянула, что родственники живут в Москве. Может, у тебя российские корни? И еще: твои родители имеют какое-то отношение к искусству?

    – Семья действительно русскоязычная, и корни есть российские, но это скорее про поколение бабушек-дедушек. А родители родились в Молдавии. И у них совсем не творческие профессии: папа – бухгалтер, у мамы два высших образования – филологическое и юридическое. Но вот прадедушка по отцовской линии был художником-самоучкой, пейзажистом. Во время войны (он был танкистом) делал очень много зарисовок, его картины висят у бабушки и дедушки. Увы, я его не застала.

    Ну и моя старшая сестра – у нас с ней разница в девять с половиной лет – очень творческая личность: писала стихи, даже книгу выпустила, профессионально танцевала, играет на пианино и гитаре. Но ничего из этого набора не стало основным занятием: работает она в туристической фирме.

    – Давай теперь немножко разберемся с твоими работами. Многие из них очень колоритны: яркие, выразительные, я бы даже употребила такое слово, как «тугие», – вроде очень сильной струи. Судя по ним, ты выраженный жизнелюб, оптимист. И вдруг – такое пронзительное сине-голубое «Одиночество». С чего вдруг?

    – Она и для меня стала неожиданной. Кстати, сделала я ее за два дня. Была зима, конец первого полугодия второго курса. Я не очень люблю зиму, она у меня ассоциируется с холодом, одиночеством. Стала делать наброски, почему-то вырисовался – сначала в мыслях, а потом и на холсте – маленький мальчик на фоне больших темных деревьев, которые как бы давят на него. Я даже приуныла, когда рисовала…

    – У тебя там есть вариант этой же картины, но с другим цветом…

    – Это мы учились работать в фотошопе: наложение, смешение, градации. Чтобы не морочиться, взяла за основу свои старые работы.

    – Мне так понравились твои вариации на тему натюрморта: это шутка такая? Сначала – классический вариант в сдержанных тонах, в одной колористической гамме, а потом вдруг – вроде те же предметы, но сплошное разноцветье, полосочки, орнамент – веселуха!

    – Всё просто – это тоже задание: стилизация натюрморта. Преподаватель хотела, чтобы мы попробовали себя не только в классической живописи, но и включили воображение: поиграли с драпировкой, цветом – чтобы натюрморт был узнаваем, но интересно интерпретирован.

    – … и вот эта мне нравится: с женским силуэтом на фоне разорванного пейзажа с рыжими – видимо, осень? – полуголыми деревьями…

    – Это и вправду композиция на тему «Осень». Как-то у меня была фотосессия на вокзале, у поездов, и я обратила внимание на окна вагонов, на разделение между ними… Взяла одну из своих фотографий и возникла идея сделать в окне осенний пейзаж и добавить туда женскую фигуру. Она отвернута от окна, не смотрит в него, ей не интересно, что там происходит, она в своих мыслях… Второй вариант – тоже фотошоп, просто немного поиграла с наложением картинок.

    – А множество женских лиц в разъеме – что это?

    – Я вдохновилась работой одного художника, состоящей исключительно из лиц. И сложилась в голове собственная: хотела показать, насколько мы разные (тут по большей части девушки, они мне кажутся более разнообразными, чем молодые люди), но в то же время составляем одно целое…

    – А что представишь на защиту диплома?

    – У меня есть небольшие зарисовки, наброски, которые делаю повсюду: в кафе, ресторане, просто на прогулке. Мне нравится не столько изображать людей, сколько создавать атмосферу… Может, из этих набросков и получится большая композиция, которая станет дипломной работой.

    – Кем видишь себя лет через 15? Можешь представить себя совсем взрослой?

    – Непростая задача… Думаю, буду стремиться к новому – новым работам, знаниям, странам. Буду ездить по миру, может, где-то осуществлять интересный проект, скажем, в Лондоне – почему бы и нет?

    – Любишь путешествовать? Где-то еще была, кроме Москвы?

    – Я много где побывала. Когда училась, кажется, в 9-м классе, проехались с мамой «галопом по Европам»: видели Париж, Амстердам, Брюссель, Прагу, Краков. Прошлой весной провела неделю в Барселоне, летом с родителями «обследовали» Хорватию. Это очень интересно: разные страны, города, люди, менталитет…

    – Уверена, что тебя ждёт интересное будущее. Желаю удачи во всем!