• RU
  • MD
  • 09.09.2019 01:22





    Март 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев   Апр »
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031  

    Loading...

    20.3.2018 | 17:45

    Вильгельм Косов: «Моя голова всегда полна идей»

    3

    Оригинал публикации – газета «Русское слово», автор — Нина Рассказова

    Свой первый ламповый радиоприемник он смастерил в двенадцать лет. А вскоре получил за действующую модель (правда, корпус доделать не успел) диплом выставки технического творчества. Вряд ли Вильгельм Косов предполагал тогда, что постоянный поиск нового станет делом его жизни. Но случилось именно так…

    Он родился и вырос на Алтае, в Бийске. Был старшим из четверых детей. К началу Великой Отечественной мальчику не исполнилось и десяти лет. Он помнит, что город сразу опустел: мужчины ушли на фронт, многие добровольно. Призвали и отца. Он воевал до Победы, дослужился до полковника. За годы войны семья дважды получала похоронку, но отец выжил, хотя и был тяжело ранен в последние дни боев в Чехословакии.

    Мама Вильгельма, ветеринарный врач, работала на местном мясокомбинате, который производил продукты для фронта. Со службы не уходила по восемнадцать часов, на старшего сына легли все заботы по дому: стирка, уборка, мытье посуды. А надо было еще успевать учиться. Кроме того, была у Косова и в школе обязанность – заготавливать дрова для печки. Запрягал в санки свою большую собаку и возил дрова, которые сам же пилил в ближайшем лесу. Благодаря его стараниям в классе всегда было тепло. А когда на мясокомбинате случалась особая запарка, ребята помогали грузить готовую продукцию в вагоны – фронт ждать не мог.

    День Победы запомнился тем, что совершенно незнакомые люди обнимались и целовались, как родные. Потом стали возвращаться фронтовики, их встречали торжественно, с оркестром. Через четыре месяца после Победы на костылях вернулся отец. Когда подлечился, его пригласили на работу в Южный Казахстан. Предложили солидную должность – главного агронома района, как-никак был он выпускником Тимирязевской академии. Семья перебралась в Чимкент.

    Там Вильгельм, окончив восемь классов, поступил в механический техникум. Учился хорошо, точные науки ему давались легко. Но после второго курса всех парней призвали в армию – фронтовикам нужна была смена. Служить пришлось долго, четыре с половиной года. Косов времени зря не терял: успел за это время там же, в части, окончить среднюю школу. Когда демобилизовался, в техникум возвращаться не стал, решил ехать в Москву, поступать на механико-математический факультет МГУ. В гимнастерке явился в приемную комиссию, а там выяснилось: почему-то в тот год документы принимали только от гражданских лиц. Кто-то подсказал парню, что стоит пойти на прием к маршалу Ворошилову, который занимал пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Военачальник и поспособствовал тому, чтобы Косова допустили к экзаменам.

    Учеба шла успешно, но через два года оказалось, что выпускников ждет работа в школе. Вильгельму же хотелось трудиться на производстве. Он решил после каникул переводиться в другой вуз, где готовили инженеров. А на лето поехал к родителям в Чимкент. Там встретил Таню (на снимке), будущую жену, перевелся в местный инженерно-механический институт. А после окончания получил распределение в Молдавию.

    Так в 1966 году он оказался в нашей республике. Сначала работал на Микауцком карьере вблизи Кишинева, потом на бетонно-растворном заводе в столице. Тогда развернулось массовое жилищное строительство, за бетоном выстраивались огромные очереди. Молодой инженер сумел за счет механизации производства быстро их ликвидировать. Однажды на завод приехал министр строительства республики и сразу оценил то, что удалось Косову. Вскоре последовало неожиданное предложение возглавить управление в министерстве. Работа непыльная, зарплата хорошая. Но не по душе была Вильгельму Прохоровичу кабинетная работа, не выдержал в начальственном кресле и трех лет. Как только узнал, что открывается аспирантура по его основной специальности – ремонт машин и механизмов – подал заявление.

    Научным руководителем Косова стал профессор, впоследствии академик Юрий Николаевич Петров. Работа велась на базе Кишиневского сельхозинститута. Здесь Вильгельм Прохорович сам начал конструировать и собирать установки для исследований по выбранной теме. Они оказались принципиально новыми, за что Косов получил несколько авторских свидетельств. В 1968-м успешно защитил кандидатскую диссертацию.

    Читал лекции студентам и собирал материалы для докторской диссертации. В результате написал две работы на взаимосвязанные, но разные темы. В конце концов Вильгельм Прохорович получил разрешение объединить их и стал доктором наук. Теперь он сам мог руководить аспирантами и за долгие годы научной деятельности подготовил тринадцать кандидатов и четырех докторов технических наук.

    Было в его биографии и десятилетнее заведование кафедрой в только что созданном Брянском сельскохозяйственном институте. А возвращение в Кишинев пришлось на время распада СССР. Тогда Вильгельм Прохорович решился открыть собственную лабораторию. Здесь вместе с коллегами он мог заниматься не только теоретическими разработками, но и практикой.

    «Моя голова всегда полна идей», — признается Косов. Подтверждение тому – два десятка авторских свидетельств и патентов. Одна из самых значительных разработок – новый метод борьбы с коррозией. Это, как известно, мировая проблема. Страдают и трубы, и корпуса кораблей, и другие металлические поверхности. После долгих поисков удалось Вильгельму Прохоровичу открыть способ защиты металлов от коррозии, при котором останавливаются окислительно-восстановительные процессы и на поверхности металлов образуется защитная пленка. Метод проверили на алюминии, кобальте, никеле, марганце, свинце, нержавеющей стали и многих других материалах. Испытания проводили в самой агрессивной среде – «царской водке» (смеси азотной и соляной кислот), которая способна растворить все существующие в природе металлы. Метод работал! Супруга Татьяна Сергеевна не пожалела ради эксперимента даже свои золотые сережки, и они остались невредимы.

    Это изобретение – сначала модель, а потом и действующая установка – отмечено целым рядом престижных наград: две золотые медали Международной специализированной выставки «Infoinvent» в Молдове, серебряная – на Международном салоне открытий и изобретений «Eureka» в Брюсселе, бронзовые медали Международного салона изобретений в Женеве и Союза изобретателей Румынии. А ещё в его архиве множество дипломов. Промышленные установки, защищающие трубы от коррозии, успешно внедрены на водоочистной станции столичного «Апэ-канала», на газораспределительных сетях в Кишиневе и Атаках. Методом заинтересовалась всемирно известная британская компания Cathelco, которая уже 120 лет занимается защитой корпусов судов и судовых трубопроводов от обрастания и коррозии. Разработка Косова и там не подкачала – небольшой корабль класса «река-море» уже почти год плавает без повреждений. Более того, найден способ управлять работой защитной установки дистанционно, через спутник.

    В числе других его разработок – прибор для измерения напряженности переменного магнитного поля окружающей среды, который может найти применение для уменьшения вредного для здоровья облучения от электроприборов, в том числе от мобильных телефонов, планшетов и других гаджетов. А ещё — новая модель солнечных батарей с повышенным коэффициентом полезного действия…

    Вильгельму Прохоровичу принадлежат три сертификата на научные открытия. Они подтверждают, что ученому удалось обнаружить новые явления: это прежде всего образование водородоподобных газов при работе солнечной батареи, которые можно собирать и использовать для получения других веществ; приобретение металлами устойчивого состояния, при котором и окислительные, и восстановительные процессы затормаживаются (то есть найдена граница между областью восстановления и разрушения); обнаружение электрона и позитрона при распаде солнечного фотона (до сих пор считалось, что у фотона нет массы, но электрон и позитрон массой обладают). Значение этого последнего открытия до конца не оценено, но, если результат, полученный Косовым, подтвердится в исследованиях коллег, можно говорить о том, что его находка достойна Нобелевской премии!

    О том, что сделано, Вильгельм Прохорович может с увлечением говорить часами. Жаль, что рассказ этот наполнен слишком сложными техническими терминами…

    К сожалению, несколько лет назад из-за болезни профессор Косов лишился зрения. Но работу не оставил. Сейчас с группой коллег завершает эксперимент по очистке воды после радиационного загрязнения. Проблема более чем актуальна: Молдову с разных сторон окружают свыше десяти ядерных реакторов на атомных электростанциях Украины, Румынии, Болгарии. При этом период полураспада различных радиоактивных элементов составляет от десятков до сотен лет. Последствия той же Чернобыльской катастрофы мы будем ощущать еще очень долго. А при методе, разработанном под руководством Вильгельма Прохоровича, через 10-12 часов содержание радиоактивных веществ в воде не превышает предельно допустимые концентрации! Сейчас на очереди испытания на почве. Понятно, что этот метод будет востребован в любой стране, ведь атомная энергетика используется во всем мире.

    Тема защиты от радиации Косова интересует давно. Когда произошла авария в Чернобыле, он жил в Брянске. Помнит, как на второй день после взрыва, о котором еще не было официально объявлено, город накрыла черная туча, отчетливо запахло горелым металлом. А когда стало известно о катастрофе, ученый задумался о том, как можно защитить новые атомные электростанции от повторения трагедий. Сегодня он готовит документы для получения патента на разработанную им схему размещения оборудования энергоблоков таким образом, чтобы само магнитное поле Земли предотвращало взрыв.

    Вильгельму Косову 86 лет. Возраст солидный. Тем не менее ученый, несмотря на поразивший его недуг, полон желания творить. В чем секрет? «Главное, — говорит исследователь, — не лениться, не делать больших перерывов в осмыслении проблем, над которыми работаешь. В общем, двигаться вперед уверенно и настойчиво».