• RU
  • MD
  • 08.09.2019 23:48





    Апрель 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Мар   Май »
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    Loading...

    24.4.2017 | 20:30

    Русский язык в Молдове: чтоб не пропасть поодиночке

    13

    Автор Ирина Агапкина, оригинал публикации – газета «Русское слово». Публикуется в сокращении

    На круглом столе, прошедшем в редакции «Русского слова», говорили о необходимости консолидации Русского мира Молдовы.

    «Униженный учитель не воспитает гражданина»

    Первой предоставили слово Таисии Аникьевой – директору лицея им. Н. В. Гоголя, председателю Ассоциации директоров доуниверситетских учебных заведений с русским языком обучения. Ее попросили рассказать о прошедшей накануне акции протеста. Таисия Васильевна сразу расставила все точки над i: эта акция не носила политического характера и не имела прямого отношения к русскоязычному образованию. В ней участвовали педагоги и русских, и молдавских школ, преподающие разные предметы и имеющие различные политические убеждения.

    «Нас объединила на площади проблема низких доходов работников школьного образования, прежде всего – учителей», – пояснила она и напомнила, что эти требования выдвигаются не впервые, какие-то мизерные суммы периодически добавлялись, но проблемы в целом это, естественно, не решило.

    Из-за убогих зарплат из профессии уходят опытные специалисты, большинство студентов педвузов вообще не добираются до школы. А у тех, кто остался верен своему долгу и призванию, голова забита мыслями о том, как расплачиваться за коммунальные услуги, растить детей, кормить семьи, не говоря уже о покупке книги или билета в театр… Учитель чувствует себя униженным, а униженный учитель, по мнению Таисии Васильевны, не может вызвать почтительного отношения к себе учеников, не сумеет воспитать гражданина – независимого, свободного, с чувством собственного достоинства, ценящего собственный и чужой труд, патриота.

    «Не надо паниковать и хвататься за чемоданы»

    Свое выступление руководителя информационно-аналитического правозащитного центра при Координационном совете организаций российских соотечественников Михаил Сидоров начал с некоторых свежих данных по переписи населения 2014 года. Долго мы их ждали, получилось точь-в-точь по пословице: «Обещанного три года ждут»…

    – Итоги очень неутешительны, – сразу «вынес вердикт» наш известный юрист и правозащитник. – Последняя до распада Союза перепись состоялась в 1989 году, и по ее данным в МССР проживало 4 млн 340 тысяч человек. Сейчас в правобережной Молдове проживают (де-юре) 3 млн. По сравнению с данными переписи 2004 года мы потеряли 470 тысяч человек. А если приплюсовать Приднестровье, где тоже прошла своя перепись, то на пространстве бывшей МССР утеряно более 900 тысяч человек – почти миллион! Причем это только те, кто снят с учета, окончательно выбыл, а по факту эта цифра намного больше.

    Статистика удручающая, и в частности – по русскому этносу. Русские за 10 лет уступили свою третью позицию (после молдаван и украинцев) гагаузам, поменявшись с ними местами. Теперь гагаузы – третья по численности этническая группа, а русские – четвертая. Снижение по численности – почти 2%: с 5,8 до 4,1. Можно успокаивать себя тем, что русские живут в основном в городах, большей частью в Кишиневе и Бельцах, а в нашей столице переписью был охвачен всего 41% (!) населения, т. е. почти 60% не переписаны. Помните, сколько нареканий было, особенно от пенсионеров – самой ответственной и обязательной части наших граждан: почему к нам не пришли? Наверное, здесь есть какой-то резерв – за счет этих 60%. Но динамика все равно очевидна: мы теряем людей, большей частью – русскоязычных граждан, в том числе – этнических русских. Их настойчивое «выдавливание» из страны, занижение данных за счет неопрошенных – всё это делается умышленно. Потому что, когда мы в очередной раз будем поднимать вопросы о роли, месте, статусе русского языка, нам сразу скажут: посмотрите данные переписи, господа! Сколько там вас осталось?..

    Конечно, повлияла на статистику и российская программа переселения. Ее положительное значение трудно переоценить: люди получают возможность начать новую жизнь, обрести работу, не ощущать притеснений по языковому и этническому признакам. Но есть и оборотная сторона этого явления: скудеет Русский мир Молдовы. Хотя покидают страну, заметим, не только русские, но и представители других национальностей, в том числе титульной. Остановить этот объективный процесс невозможно. Но что делать остающимся?

    Судьба русских и смешанных школ просматривается без оптимизма, особенно в районах, да и Кишинев тоже наверняка попадет под раздачу.

    Единство – цель или мечта?

    О ситуации с русским языком в молдавских учебных заведениях республики на примере собственной школы рассказали преподаватель русского языка и литературы лицея им. Н. Дадиани Алла Ботнарюк и директор гимназии с. Балцата Криулянского района Галина Тодорюк, также преподающая этот предмет и параллельно являющаяся председателем местной Русской общины.

    Алла Семеновна с сожалением отметила, что растет число молдавских лицеев, где русскому языку родители пятиклашек предпочли другой иностранный язык. Как известно, с прошлого учебного года, после вступления в силу нового Кодекса об образовании, русский перестал быть обязательной дисциплиной и перешел в категорию факультативных курсов, наряду со вторым иностранным языком. То есть после того, как закончат школу те, кто на момент принятия Кодекса продолжал изучать русский язык с 6-го по 9-й классы, он может вообще исчезнуть из школьного расписания целого ряда доуниверситетских учебных заведений.

    К счастью, в лицее им. Н. Дадиани, не в последнюю очередь благодаря принципиальной позиции директора Анны Георгицэ, по специальности – педагога-русиста, русский язык «держится».

    Но, как призналась Алла Семеновна, никто не может быть уверен, что это надолго. Да, пока большинство учеников лицея хотят его изучать, но родители настроены по-разному. На их настрое и на настрое самих учащихся не может не сказываться политика нынешних властей по отношению к русскому языку, к русскому этносу, к России.

    Язык – ещё не панацея

    Интересным размышлением поделилась с присутствовавшими все та же Таисия Аникьева. По ее мнению, нужно стремиться не только к сохранению русского языка в молдавских школах, но и к восстановлению доброжелательного отношения к его носителям – через румыноязычных учащихся. Аргументы Таисии Васильевны весьма убедительны: после развала Союза все лидеры «национального Ренессанса» прекрасно владели русским, что не помешало им отречься и от языка, и от России, не помешало националистическим и ксенофобским настроениям.

    Сегодня овладевать русским и даже выбирать его из других иностранных языков дети могут исходя из разных соображений. Его легче изучать, чем, например, немецкий: есть речевая среда, они привыкли смотреть кинофильмы и телепередачи на русском. К тому же это один из мировых языков, владеть им прагматично и «выгодно», он востребован не только в России.

    И тут от учителя очень многое зависит. Если он найдет правильный подход, то сумеет воспитать если не ярого защитника Русского мира, то по крайней мере не его антагониста. А для этого сам педагог должен быть в высшей степени толерантным, выказывать уважение к языку и культуре своего ученика. В связи с этим Таисия Васильевна заговорила и о курсе «История, культура, традиции русского народа», одним из разработчиков которого в свое время являлась.

    «У меня в классе сидят представители разных национальностей: русские, молдаване, евреи, гагаузы, поляки, украинцы и др. Они в большей или меньшей степени носители своей этнической идентичности. Наверное, давно пора ввести в школьную программу – для всех учебных заведений Молдовы, вне зависимости от языка преподавания, – курс «Культура и традиции народов Молдовы». Насколько я знаю, к его разработке проявлял интерес Виктор Иванович Цвиркун, бывший министр просвещения. Есть вариант, подготовленный образовательным центром PRO DIDACTICA».