• RU
  • MD
  • 05.06.2017 22:31



    Школа инновационной журналистики Sputnik



    Май 2016
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Апр   Июн »
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031  

    Loading...





    13.5.2016 | 11:19

    ПРОЕКТ «ПАМЯТЬ». Плен, побег, фронт

    Алексей Чернышев

    «Какая еще война? Да ты думаешь, о чем говоришь?!..». Именно такой была реакция матери будущего ветерана Великой Отечественной войны, капитана запаса Алексея Степановича Чернышева.

    Как раз тем летом 1941 года он, еще совсем мальчишка, только что окончивший 8 классов, держащий в руках соответствующий документ об образовании, шел домой и раздумывал над тем, что делать дальше – идти в 9-ый класс, но оставаться на иждивении матери, поступать в училище фабрично-заводского обучения и стать шахтером, или все же уехать из Тамбовской области к старшему брату в Кишинев, где можно поступить в техникум по животноводству.

    Но все эти размышления были внезапно прерваны голосом диктора, который зазвучал по радио:

    «Внимание…внимание…внимание! Сейчас будет передано важное правительственное сообщение… Сегодня, 22 июня в 4 часа утра…Германия без объявления войны напала на Советский Союз…»

    Кажется, что когда сообщают о начавшейся войне, о вражеском нападении, то тут же небо темнеет, повсюду раздается вой сирен и звуки разрывающихся снарядов… Но нет, после этого страшного сообщения диктора небо продолжало оставаться ясным, ласково светило, пригревая, солнышко, а в местном парке под звуки духового оркестра романтично и беспечно кружились пары. Они даже не подозревали, что их ждет в самое ближайшее время…

    Алексей Чернышев, которого все с детства называли Леней, сразу же побежал сообщить о тревожном известии своей маме, Александре Кузьминичне. Она как раз окучивала картошку на огороде около дома…

    «У подростков появились новые игрушки – взрывчатка, бикфордов шнур, детонаторы и патроны»

    Недолго в селе Вердеревщина Тамбовской области, где родился и жил Алексей Чернышев, все оставалось по-прежнему. Вскоре война пришла и в эти края – на улицах появились военные люди, над населенным пунктом стали летать немецкие самолеты, сбрасывающие бомбы. От них жители укрывались в погребах и сидели там, дрожа от страха, пока не прекращалась бомбежка.

    У детей, которые еще не совсем хорошо понимали всю серьезность происходящего, появились новые игрушки и развлечения. Они находили толовые и динамитные шашки, бикфордов шнур, детонаторы и винтовочные патроны. Со всем этим «добром» подростки играли в опасные игры. К сожалению, не обходилось без несчастных и трагических случаев.

    Два из них произошли буквально один за другим. Сначала одному парнишке, игравшему с патроном, разворотило ладонь руки, а потом еще два подростка пострадали во время игры с динамитом: один из них повредил глаза, а второму в результате взрыва практически оторвало кисть руки. Каким было то время, такими были и игры.

    Румыны отобрали всё

    Вскоре старшая сестра Алексея, Любовь Степановна Чернышева, отправилась добровольцем на трудовой фронт – копать окопы и противотанковые рвы.

    Немцы, которые пришли в село, отбирали молодых и здоровых парней для того, чтобы впоследствии отправить их на работы в Германию. Алексей Степанович не хотел такой судьбы, поэтому решил отправиться на Восток. Мать его поддержала, сшила для него вещевой мешок, сложила в него необходимую одежду и продукты. Ранним утром с еще семью подростками Алексей Чернышев отправился в дорогу.

    Вскоре ребята увидели движущуюся колонну красноармейцев и примкнули к ним, так как не знали дороги, да и с военными было все-таки безопаснее и спокойнее передвигаться. Но путь оказался недолгим – в итоге отряд вместе с примкнувшими к нему ребятами попал в плен к фашистам. Это были румынские военные, которые сразу же заставили пленников вывернуть вещмешки и карманы и вытряхнуть все, что в них есть. У людей отобрали все предметы, которые представляли хоть какую-то ценность – часы, бритвы, курительные трубки и т.д. У Алексея взяли складной нож. Все отобранное сложили в повозку и увезли.

    Пленников вели через пустынные, безлюдные поселки, где стояла мертвая тишина. Люди выбивались из сил, но боялись отставать, хотя некоторые и падали на землю от жажды, голода и усталости. Фашисты безжалостно расстреливали тех, кто пытался выйти из строя, желая напиться воды из придорожного колодца.

    Алексей Чернышев со своим другом по имени Сёма прослышали, что их всех ведут на железнодорожный вокзал, чтобы отправить в Германию. Подростками овладела тревога, и они решились на отчаянный, рискованный шаг. Так как конвоиры были только спереди и сзади колонны, Алексей и Сема решили бежать из плена. Когда колонна на перекрестке сворачивала на другую улицу, ребята заскочили во двор одного из домов через открытую калитку и затаились в сарае. Они пережили одни из самых страшных минут в их жизни – по спине бегали мурашки, а в голове одна только мысль никак не давал покоя: заметят их побег или нет ?

    Но, слава Богу, побег остался незамеченным, и парни решили вернуться обратно домой, так как им надоело скитаться по дорогам, да и они понимали теперь, какую опасность таит в себе это все.

    «Получил повестку и я…». Первое боевое крещение

    В июле 1943 года Алексею Чернышеву должно было исполниться 18 лет, а это значит, что он подлежал призыву в армию. Получив повестку из военкомата, он отправился в указанное место сбора. Направили в запасный полк.

    Строевая подготовка, учения давались нелегко – питание было плохое – обычно кормили «баландой, в которой одна за другой гоняются крупинки», а на второе давали перловую кашу, которую солдаты прозвали «шрапнелькой». Из-за недоедания бывали случаи заболевания «куриной слепотой» — это когда с наступлением темноты человек перестает что-либо видеть.

    Пройти через это пришлось и Алексею Степановичу. Однажды вечером, выйдя из палатки на построение, он понял, что ничего не видит – только узенькая полоска мерещилась на небосклоне. Вскоре больных отправили в санчасть. Там им три раза в день выдавали по столовой ложке рыбьего жира и по куску печенки. Примерно через две недели зрение нормализовалось, и солдат вернули в подразделения.

    Во время одной из напряженных атак Алексей Чернышев получил ранение в грудь. Вот, как он это описывает в своих воспоминаниях: «…И вдруг я почувствовал сильный удар в грудь, а затем жгучая боль, будто я напоролся на раскаленное железо, схватился руками за грудь, упал и стал вертеться на земле, как подбитый танк».

    Рана оказалась, слава Богу, не смертельной, но довольно опасной – еще чуть-чуть, и попало бы прямо в сердце.

    Госпиталь, курсы разведчиков и новые ранения

    После ранения Алексей Чернышев был отправлен в госпиталь, где прошел лечение. Два месяца спустя его записали в школу разведчиков, а по окончании курсов ему было присвоено звание «старший сержант», и его снова отправили на фронт.

    Одно из опасных столкновений с немцами произошло у реки Днепр. Алексей Степанович снова получил ранение – на этот раз пуля попала в правое плечо. Снова началась госпитальная жизнь – обходы врачей, перевязки, лечебно-физкультурные занятия. Рука долгое время не поднималась – при попытке сделать это появлялась жгучая боль в плечевом суставе. Рана заживала медленно. Но, несмотря на это, медкомиссия выписала Алексея Степановича из госпиталя, и он был направлен в батальон для выздоравливающих.

    Потом последовало обучение в школе младших командиров в Одессе, затем – новые боевые действия. Алексей Чернышев принял участие в Ясско-Кишиневской операции, освобождал Румынию, Болгарию и Югославию от гитлеровских оккупантов. Один раз пришлось даже взять в плен офицера, за что впоследствии представили к награде

    20 октября 1944 года был освобожден город Белград, столица Югославии, и следующей целью было освобождение территории Венгрии. Здесь, в результате тяжелых и упорных боев, Алексей Степанович получил еще одно ранение – пуля прошла через локоть, вошла в левый бок и вышла через спину.

    Освобождение Вены и окончательная победа над фашистами

    После лечения в госпитале на территории Венгрии, а вернее – после досрочной выписки из него, Алексея Чернышева отправили на фронт в составе маршевой роты. На этот раз была поставлена задача взять Вену. Вскоре эта цель была достигнута, хотя и не без серьезных потерь. Уже явственно ощущалось окончание войны…

    Самым счастливым моментом за последние несколько лет стало объявление, прозвучавшее из динамика агитмашины-летучки: «Конец войне! Победа! Товарищи, война кончилась! Фашистская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции!». За ним последовали объятия, слезы радости на лицах воинов, вверх взлетали фуражки и пилотки, производилась стрельба из всех видов оружия. Победа! Это был вечер 9 мая 1945 года.

    На следующий день состоялась встреча с американскими военными, которые передали советским войскам около двадцати тысяч немецких пленных солдат и офицеров. Последовало знакомство с американцами, взаимные поздравления с Великой Победой, обмен различными сувенирами на память.

    После всего этого командование отдало приказ возвращаться на Родину. Путь лежал через молдавскую столицу – город Кишинев. Это обрадовало Алексея Степановича, ведь здесь уже несколько лет жил и работал его старший брат Николай. Вот радостной будет встреча! И хоть ее не так легко было устроить, но она, в конце концов, состоялась!

    В те дни Алексей Чернышев в составе своей роты принимал участие в торжественном марше, который проходил в Кишиневе. Военные прошли перед правительственной трибуной, сооруженной у Кишиневской Арки Победы. Далее, пройдя по улице Ленина (ныне ул. Штефана чел Маре), спустились на Скулянскую рогатку, где рядом с речкой Бык установили палатки.

    Далее последовала демобилизация, встреча с матерью и младшей сестрой и возвращение в Кишинев. Здесь же, в столице Молдавии, поселилась и старшая сестра Алексея – Любовь Степановна Чернышева (она же родная бабушка по материнской линии автора данных строк).

    Алексей Чернышев умер в мае 2008 года в возрасте 82 лет в городе Кишиневе, который за столько лет жизни здесь стал для него родным. Похоронен на столичном кладбище Святого Лазаря («Дойна»).

    Материал взят с сайта moldovenii.md

    По воспоминаниям Алексея Чернышева

    Текст подготовил Николай Мишкой