• RU
  • MD
  • 03.05.2016 02:17





    Апрель 2016
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Мар   Май »
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930  

    Loading...





    27.4.2016 | 18:05

    Юрий Кублановский — о Молдове, шестидесятниках и российской государственности

    Юрий Кублановский

    КИШИНЕВ, 27 апр — Новости-Молдова. Известный поэт, эссеист, прозаик и искусствовед Юрий Кублановский во время своего визита в Молдову рассказал журналистам Sputnik о поэтах-шестидесятниках и самиздате, а также о социально-политических настроениях, которые сегодня популярны в России.

    Поэт и прозаик Юрий Кублановский побывал в гостях у Sputnik Молдова>>>

    - Юрий Михайлович, слово «самиздат» нынешней молодежи практически неизвестно, а когда Вы начинали свой творческий путь, именно это явление многих авторов и спасало от безвестности…

    - Собственно я и стал одним из первых самиздатчиков. Слово самиздат тогда только входило в обиход. Тогда в самиздате были не только мы, поэты молодые, но и «Воронежские тетради Мандельштама» и «Поэма без героя» Ахматовой и Ходасевич, в общем, все то, что сейчас в обиходе и стоит на полках у каждого культурного человека, в те годы было самиздатом.

    В конце уже 70-х в Америке Иосиф Бродский, знаменитый поэт, выпустил сборник моих стихотворений «Избранное» в издательстве «Ардис» где он был главным редактором. После этого КГБ мне предложило уехать, пригрозив в противном случае лагерем. Поэтому третьего октября 1982 года я оказался в Вене. Потом работал в Париже на «Радио Свобода», в Мюнхене. Позже меня уже стали публиковать в России — началось то, что стали называть сначала перестройкой. Потом начался и демонтаж тоталитарной социалистической системы. В 1990 году я вернулся в Россию. Работал завотделом публицистики, потом поэзии в журнале «Новый мир».

    - Поэзия для Вас сразу стала серьезным занятием?

    - Я родился 1947 году в Рыбинске, это в верховьях волги между Угличем и Ярославлем. В 17 лет поступил в Московский Университет на искусствоведческое отделение МГУ, вот тогда же и стал серьезно заниматься поэзией.

    Мое поколение отличалось от предыдущего, от поколения оттепели, от поколения 60-х тем, что мы уже не пошли на сотрудничество с советской цензурой, мы работали в самиздате.

     Русская литература — секреты ее вечной молодости>>>

    - Чем Вы занимаетесь сейчас, в каком направлении развиваете свое творчество?

    - Сейчас я в свободном плавании, выпускаю время от времени сборники, выступаю когда приглашают, на телевидении. Моя нынешняя деятельность это и поэзия, и публицистика, потому что, как сказал очень точно, — это у него бывает не часто, — Евгений Евтушенко, «поэт России это больше чем поэт». Очевидно, это действительно так.

    - Вы прежде бывали в Молдове?

    - В Кишиневе я впервые и очень рад, что сюда приехал. В раннем детстве я бывал в Молдове, то есть в исторической ее части, в Измаиле. Мой отец был актером в Рыбинском театре, в 5 лет я был здесь с отцом, который гастролировал в составе театральной труппы. Мне 5 лет только было, но я помню замечательное цветение акаций в Измаиле и даже их запах.

    - С чем у вас ассоциируется Молдова?

    - С какой-то удивительно поэтической атмосферой. Молдавия меня чрезвычайно интересует, это место, которое напрямую связано с русской культурой через Пушкина и других авторов.

    - Встреч было много в Молдове?

    - Знаете, я просто хотел поговорить с людьми. Рассказал о себе, ответил на их вопросы. Сегодня много выступаю и не только в России. В последний год я приезжал в такие «горячие точки» для русской культуры как Рига, Вильнюс, Таллин. Я видел, как русские люди там голодают по живому русскому слову, по свободному внеидеологическому общению.

    Как пушкинисты отзываются о кишиневском окружении великого поэта>>>

    - Явление шестидесятников, этот творческий всплеск в Советском Союзе, который повлиял на развитие литературы и искусства в тогда и сейчас, в современной России… Что такое шестидесятники глазами Юрия Кублановского?

    - Это поколение молодых литераторов, прежде всего, связанное с XX съездом КПСС, с докладом Хрущева о Сталине, с десталинизацией советского общества. По стране гуляли «сквознички» свободы. Последний на сегодняшний день шестидесятник это Евгений Евтушенко, по-прежнему отстаивающий свои принципы «социализма с человеческим лицом».

    Но была и другая часть шестидесятничества, связанная не с городской культурой. Я имею в виду «деревенщиков», Валентина Распутина, Виктора Астафьева, Василия Белова и других. Это гораздо более серьезная литература, связанная с попыткой возрождения русского национального характера и русских национальных черт. Это очень сложное культурное и социальное явление, шестидесятничество. Я его воспринимаю с знаком плюс, так как это было продвижение советского общества по пути свободы.

    - Насколько те идеи актуальны сегодня в современной России?

    - Идея шестидесятничества? Да, конечно, актуальны. Это исторический феномен, абсолютно сейчас утративший свое идеологическое значение. От той плеяды авторов остались отдельные произведения, вошедшие в анналы мировой литературы. Например, лирические стихотворения Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулиной.

    - Идеи шестидесятничества вошли в тот стройматериал, с помощью которого можно строить современную Россию?

    - Знаете, в 1922 году, Ленин со Сталиным выслали из России на нескольких пароходах выдающихся русских мыслителей и филологов — Бердяева, Франка, отца Сергия Булгакова и многих других. Это был цвет русской философской мировоззренческой мысли. Есть еще и Серебряный век. Есть сегодня и попытки пересмотреть и интеллигентское мировоззрение, идущее от декабристов через петрашевцев к Чернышевскому и так далее. Эти течения, идеи, направления, в том числе и шестидесятничество, — действительно представляет собой цемент для здания под названием современная Россия.

    ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР. Поэты серебряного века не забыты>>>

    - На Ваш взгляд, в чем на сегодняшний день долг любого литератора перед Родиной, перед миром?

    - Могу говорить только за себя — ведь, как я могу навязывать своим коллегам, у которых отсутствует такое понятие как чувство долга?! Они считают, что любое чувство долга это ограничение, вид цензуры. Они — свободные вальяжные, и никакого долга у них нет.

    Юрий Кублановский читает свои стихи>>>

    Действительно, долг каждого литератора — это писать хорошо. Но я считаю крайне важным и вопрос — что писать. И та литература, которая направлена на распад и на разложение, литература как, допустим, проза Сорокина, — она мне чужда совершенно.

    Или как стихи многих моих современников, особенно молодежи, которая сейчас образовывается через интернет. Она никак не связана ни с настоящей поэзией, ни с культурой или литературой. Там свои законы и законы волчьей стаи интернетовской. О каком долге им можно говорить? Для каждого из тех, кто понимает истинную цену таким понятиям, слово «долг» — очень личное, даже интимное.