• RU
  • MD
  • 06.07.2019 19:58





    Сентябрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Авг   Окт »
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    Loading...

    1.9.2018 | 9:07

    Теперь здесь растет бурьян – экспедиция по местам боевой славы героев ВОВ. Село Талмазы

    Борис Шаповалов, историк, доктор философии, член Национального координационного комитета «Победа»

    В Талмазах экспедиция НКК «Победа» побывала дважды – в июле 2016 и в августе 2018 года. Но состояние воинского захоронения в этом большом молдавском селе как было в запущенном состоянии два года назад, так и сегодня не претерпело никаких изменений в лучшую сторону.

    К сожалению, из всех десяти сёл и городов, которые посетила наша экспедиция по местам боёв 20 – 21 августа 1944 года в ходе Ясско-Кишинёвской операции, только в Талмазах воинское захоронение находится в плачевном, заброшенном состоянии.

    Рядом с Домом культуры села стоит памятный камень с надписью «Село Талмазы освобождено от немецко-фашистских захватчиков 20 августа 1944 г.». В этой надписи есть определённая доля лукавства – немцев здесь не было. В Талмазах и южнее по Днестру воевали румынские соединения, входившие в состав 3-й румынской армии группы Думитреску.

    Здесь же в селе имеются два мемориальных комплекса. У примарии села скульптурная композиция советского воина с мальчиком с надписью «Слава героям». Плиты на памятнике разрушены. Видно, что здесь когда-то были какие-то надписи, но они не сохранились. В общем, стоит в центре села обшарпанная фигура воина с мальчиком в кушме. А зачем они здесь стоят никому сегодня из жителей села не ведомо…

    В центре села в запущенном заросшем скверике на пригорке есть ещё один мемориальный «комплекс» с 8-ю металлическими плитами с фамилиями 290 погибших при освобождении села советских солдат.

    На плитах нет никакого упоминания о том, что здесь захоронены Герой Советского Союза старший сержант Михаил Санников и кавалер ордена Отечественной войны 1-й степени старший сержант Пётр Банников 20 августа 1944 года в бою за освобождение села Талмазы грудью закрывшие амбразуры вражеских румынских ДЗОТов (повторили подвиг Александра Матросова).

    Санников Михаил Семенович — старший сержант, командир отделения 127-ой отдельной штрафной роты 46-й армии 1921 г., Смоленск, русский, беспартийный. К августу 1944 года старший сержант Михаил Санников командовал отделением 127-й отдельной армейской штрафной роты 46-й армии 3-го Украинского фронта. 20 августа 1944 года отделение Санникова принимало активное участие в прорыве немецкой обороны с плацдарма на берегу Днестра. В боях за первую линию траншей Санников уничтожил 11 солдат противника и пулемётный расчёт. Когда продвижение вперёд застопорилось из-за немецкого дзота у села Талмаз в бою за высоту 182,3, Санников закрыл собой его амбразуру, ценой своей жизни обеспечив успешные действия подразделения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» старший сержант Михаил Санников посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

    В районе села Талмазы в первый день прорыва обороны противника после артиллерийской подготовки такой же беспримерный подвиг при выполнении боевой задачи совершил старший сержант Пётр Иванович Банников, помощник командира взвода 206-й отдельной армейской штрафной роты 46-й армии 3-го Украинского фронта. Перед Ясско-Кишинёвской операцией в августе 1944 года в звании старшего сержанта Банников находился в составе 209-й отдельной армейской штрафной роты.

    Из источников неизвестно, состоял ли боец в переменном (то есть попал туда за правонарушение) или постоянном составе штрафной роты 46-й армии. Судя по званию старшего сержанта, в соответствии с Положением о штрафных ротах, должен был находиться в постоянном составе, но в этом случае неясно, почему он не был своевременно награждён за подвиг. Санников, к примеру, тоже воевавший в штрафной роте, получил звание Героя Советского Союза посмертно через несколько месяцев. Штрафная рота атаковала хорошо укреплённый опорный пункт румынских войск в селе Талмаз. Из одного из дзотов вёлся сильный фланговый пулемётный огонь, который мешал продвижению советских войск. Командуя отделением, старший сержант Банников приказал двум бойцам уничтожить дзот, но они были убиты. Тогда старший сержант Банников сам пополз к дзоту, но в трёх метрах от него был тяжело ранен. Теряя силы, советский воин смог подобраться ближе и закрыл своим телом амбразуру.

    21 августа 1944 года в армейской газете «Герой Родины» была опубликована заметка о подвиге: «…В трёх метрах от дзота был тяжело ранен. Товарищи видели, как поникла его голова, кровь хлынула из плеча. Несколько мгновений Банников лежал без движения. И вдруг он поднялся во весь рост и одним прыжком достиг дзота. Пётр закрыл своим телом амбразуру».

    Для участия в Ясско-Кишинёвской операции 209 штрафная рота была придана 59-й гвардейской стрелковой дивизии 31-го гвардейского стрелкового корпуса, поэтому Банников был представлен к награде посмертно как воин 59 гвардейской дивизии. Командованием дивизии сержант Банников был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Об этом упоминается в мемуарах нескольких советских полководцев. Но, по непонятным причинам награждение в годы войны так и не состоялось. Долгое время подвиг Петра Банникова был незаслуженно забыт. И только стараниями краеведов города Тирасполя в 1980 году Банников П. И. был награждён орденом Отечественной войны 1 степени посмертно.

    Герои Михаил Санников и Пётр Банников захоронены в братской могиле села Талмазы, вместе со своими погибшими однополчанами.

    46-я армия в первый день боя, 20 августа 1944 года, овладела крупными населенными пунктами Талмазы и Чобручи. Сосед справа – 37-я армия – натолкнулся на мощный узел сопротивления гитлеровцев, расположенный вблизи села Леонтина у подножия обрывистой высоты, на крутых скатах которой с южной стороны находилось несколько наблюдательных пунктов противника. Они могли просматривать расположение наших войск до Копанки и Кицкан и участок на восточном берегу Днестра от Слободзеи до Тирасполя. Окруженный Леонтинский гарнизон, после отчаянного и упорного сопротивления капитулировал.

    Талмазы находятся на высокой горе, которая нависала над старым руслом Днестра. С высоких холмов вся долина прекрасно простреливалась ружейно-пулемётным и артиллерийским огнём не только до Копанки, но и до Кицкан. Вся высота, как и само село Талмазы, были хорошо укреплены, здесь было несколько линий окопов, минные поля, ряды колючей проволоки и много различных долговременных огневых позиций. Сегодня на гребне высот у села Талмазы в некоторых местах ещё можно найти остатки бывших блиндажей и окопов. Бои здесь были жестокие и кровопролитные.

    При штурме Талмаз советские воины проявили мужество и мастерство. Талмазы штурмовали несколько дивизий 31-го гвардейского стрелкового корпуса 46-й армии. В состав корпуса входила и 59-я гвардейская Краматорская стрелковая дивизия, которая должна была действовать в общем на¬правлении на Волонтировку, Тарутино и в то же время провести десантную операцию в районе Белгорода-Днестровского. Вот всего лишь несколько примеров из боевого журнала 59-й гвардейской дивизии.

    Рядовой, комсомолец 4-й стрелковой роты 179-го гвардейского стрелкового полка В. Н. Гузь в период боя, выдвигаясь вперед, уничтожил из своего ручного пулемета восемь солдат противника и пятерых захватил в плен.

    Отважно сражались воины, призванные из освобожденных районов Молдавии – молдаване: С. Е. Малахов, П. М. Черни, В. И. Белошицкий, Г. С. Григорьев; украинцы: К. Т. Колотенко, И. В. Ханко, И. Г. Владий; русские: В. Д. Самофалов, И. Т. Белый и многие другие. Все они за боевые дела, мужество и отвагу, проявленные в боях, отмечены правительственными наградами.

    Только на первых порах боя 20 августа воины 179-го гвардейского стрелкового полка, форсировав старое русло Днестра, захватили в плен около ста солдат и офицеров противника, много стрелкового оружия и боеприпасов.

    В районе высоты 173.5 командир отделения 1-го батальона 183-го гвардейского стрелкового полка гвардии сержант И. Я. Акстин один из первых ворвался в траншеи противника. Взяв у раненого товарища ручной пулемет, он уничтожил несколько фашистов. В районе этой же высоты рядовой орудийного расчета 45 мм орудия И. Е. Галдысевич огнем из орудия уничтожил свыше десяти гитлеровцев, а шестерых взял в плен.

    Храбро сражались в районе Талмазы стрелки 1-го батальона Г. Е. Князьков, Ф. Р. Кутуев, Кубай Кадыров. Пулеметчик рядовой Л. В. Коропов отличился в бою в районе высоты 173.5. Когда выбыл из строя командир взвода, он взял на себя командование отделением (командир отделения принял на себя командование взводом). А. В. Коропов подавил кочующую минометную точку противника, уничтожил четырех гитлеровцев, двое были взяты им в плен. Командир стрелкового отделения Д. С. Могилюк в боях за высоту 173.5 смело вел свое отделение в бой и обеспечивал связь полка с наступающими подразделениями. Он успевал обеспечить подводку и маскировку линий связи раньше заданных сроков и оказывал помощь другим связистам.

    Орудийный номер 45 мм орудия И. Г. Шугай 21 августа в районе высоты 173.5 подавил огневую точку противника. Его орудие попало под сильный пулеметно-минометный огонь противника. Загорелись ящики с боеприпасами. Шугай, рискуя жизнью, бросился в огонь и сумел спасти взрывоопасный груз.

    Все отличившиеся были награждены медалями «За отвагу».

    20 августа командир пулеметного расчета 179-го гвардейского стрелкового полка, коммунист, гвардии сержант 3. Ф. Урушадзе со своим расчетом решительно и смело поддерживал наступающие боевые порядки пехоты. Огнем пулемета он подавил огневую точку и уничтожил четырех солдат противника. Несмотря на ранение, Урушадзе остался в строю и продолжал бой. К его медали «За отвагу» добавился орден Славы 3-й степени.

    В бою за село Талмазы комсомолец, командир стрелкового отделения 183-го гвардейского стрелкового полка гвардии сержант И. В. Свиридов первым ворвался в траншеи противника и уничтожил четырех гитлеровцев, а через некоторое время – расчет станкового пулемета врага, чем способствовал продвижению нашей пехоты. И. В. Свиридов был награжден орденом Красной Звезды.

    Среди первых пленных, захваченных в ближайшем тылу противника, был офицер. Он рассказал, что был вызван в штаб полка. В 8 часов услышал артиллерийский гул, поспешил в свой батальон. Пройти в батальон было невозможно, и он укрылся в погребе. Нашу артиллерийскую подготовку он назвал страшной, сказал, что румынские солдаты, оставшиеся в живых после артподготовки, потрясены, многие потеряли рассудок, стали седыми. Один из пленных румынских солдат, показывая рукой на белые, как снег, волосы стоявшего рядом с ним румынского сержанта, сказал, что они в период артподготовки были в одном окопе и на его глазах сержант из брюнета превратился в седого старика, потерял дар речи. Пленные офицеры подтвердили, что они не ожидали наступления Красной Армии с тяжелых Днестровских плацдармов и были захвачены врасплох.

    В день прорыва переднего края обороны противника потери частей 59-й дивизии составили убитыми 38 и ранеными 207 человек. В первые два дня боев в районе села Талмазы через медико-санитарный батальон дивизии прошло 303 раненых воина. Госпитали помогли эвакуировать раненых в тыл. Всего же при освобождении Талмаз погибло около трехсот советских воинов из различных соединений 31-го гвардейского корпуса.

    Приказом Ставки Верховного Главнокомандования № 154 от 22 августа 1944 года за прорыв обороны противника южнее города Бендеры личному составу соединений, участвовавших в прорыве, была объявлена благодарность. И таких примеров героизма погибших и оставшихся в живых советских солдат 31-го гвардейского стрелкового корпуса можно приводить долго и много.

    Хотелось бы, чтобы жители села Талмазы сегодня хотя бы не забывали о том, что за мирное небо над их селом два воина 46-й армии 20 августа 1944 года повторили подвиг Александра Матросова – легли на амбразуры немецких и румынских ДЗОТов…. Не забывали о том, что за освобождение Талмаз несколько сот воинов Красной армии погибли, десятки были награждены орденами и медалями, а двое получили высокое звание Героев Советского Союза.

    В соседних Копанке, Леонтине, Грэдинице, Плоп-Штюбее, Попяске на могилах павших воинов цветы и венки в любое время года. В селе Ермоклия, где воины 37-й армии столкнулись в жестоком бою с 13-й немецкой танковой дивизией в двухдневном жестоком сражении, в красивом сквере находится большой ухоженный мемориальный комплекс в центре села. На 10 гранитных плитах фамилии 270 советских воинов погибших за освобождение Ермоклии в бою с 13-й танковой немецкой дивизией. Отдельно на мемориале имеются большие мраморные барельефы трёх Героев Советского Союза погибших 21 августа в бою за освобождение села. Ефрейтор Гусев А.И. и ефрейтор Гуренко К. И., воины 60-го стрелкового полка 20-й гвардейской стрелковой дивизии 37-й армии, с противотанковыми гранатами бросившиеся под два немецких танка в критическую минуту боя. Маслов И. П. командир среднего танка, отличившийся 20 августа 1944 г. при прорыве укреплений противника у села Попяска (разгромил вражескую батарею, 2 тяжёлых орудия, 6 миномётов, 12 крупнокалиберных пулемётов), 21 августа в бою за Ермоклию вышел в тыл врага и вступил в поединок с фашистскими танками. Его машина была подбита, но он до конца продолжал вести этот неравный бой. Жители села Ермоклия с уважением относятся к захоронению павших воинов и хранят память об их подвигах. Для поддержания в хорошем состоянии воинских захоронений, как мы увидели на примере названных сёл, не нужны большие деньги – все мемориалы построены в большинстве своём ещё в советское время. Нужно, прежде всего, не забывать о подвигах павших за наше освобождение и элементарное внимание к могилам героев.

    К сожалению, сегодня на мемориале погибшим воинам в Талмазах растёт бурьян, как и на сохранившихся окопах на местах жестоких боёв. Как и 2 года назад, когда мы впервые побывали в этом большом селе….